Устремимся, умоляю вас, братья и сестры, к жизни вечной и светлой, которую Господь нам, по милости, даром дает; а от этой временной жизни, бежим, как от змеи ядовитой, и к ней не прикоснемся! Господь Бог, на небесах приготовил нам жизнь и Сам нас к ней призывает. Но мы, угождая телу приятной пищей и питьем, сном, похотями, и греховными привычками, живем в расслаблении, отказываясь от Небесного Царства и от Позвавшего нас.
Приготовил Он брак Своему Сыну — Царство Небесное, и послал рабов — пророков, апостолов и мучеников, нас созывая; но мы отказываемся говоря: женился я и не могу пойти, или — купил волов, и иду их проверить; также — поле купил, и иду осмотреть; или другими делами, отрекаемся от жизни вечной.
Неужели не слышим, что Господь говорит: Не заботьтесь о завтрашнем, что вам есть и что пить, или во что одеться: посмотрите на птиц небесных, как они ни сеют, ни жнут, ни житницы наполняют; и на цветы полевые: как они растут, не трудясь…
Задумаемся, братья, и воспрянем как ото сна; пойдем узким путем, ведущим в Царство Небесное. Предадим свое тело посту, молитве, воздержанию и поклонам. Царство Небесное достается с трудом, и получает его тот, кто себя принуждает.
Как мы не печалимся, что по лености, мы лишаемся Вечной жизни? Принудим себя в это краткое время, и перестанем угождать своему тленному телу! Если бы вы знали, какова небесная жизнь, то согласились бы и в огне до самой смерти гореть, только бы с Господом вечно царствовать в Его славе. Но я не предлагаю гореть, да не будет! Но только тело свое потрудимся иссушить, по слову Господа: Если зерно пшеницы, упав на землю, не умрет, то останется одиноким, — ясно показывая, что если вы не умертвите похотей тела, то не сможете возделать небесный плод. Только те, которые не взлюбили свою жизнь в нынешнем веке, обретут ее в жизни вечной.
Слыша такое, превозможем себя! Если же скажете, что что нет у вас сил, то начните подвиг, насколько способны, и Бог, видя это, даст помощь и на бОльшие дела. А потому, не будем откладывать подвиг. Так ли уж продолжительна наша жизнь? Разве не лет ли 50 — 60, или самое большее — 100? И много ли нам потрудиться, чтобы с Христом воцариться навеки? И неужто, за эту короткую жизнь, обильно питаясь и неудержимо удовлетворяя похоти тела, нам вечно страдать?
Так что, приступим к трудам: нас не человек призывает, но Сам Христос — Царь царствующих, и господствующих — Господин. Обратим к Нему ум, и здесь поживем богомудро: в посте, молитве, труде и псалмопении, оплакивая свои грехи, имея постоянно перед взором Бога и Судный день!
Да не ослабеем мы в самом начале, ибо Господь говорит: В чем Я застану тебя, в том и буду судить. Утвердим это слово в наших сердцах, чтобы не ослабеть и при смерти. Ведь мы же не знаем, когда приблизится смертный час и похитит не готовыми наши души, осудив их на вечный огонь. А если — застанет нас в покаянии, то, освободившись от всяких страданий, получим обещанное блаженство, в Христе Исусе, Господе нашем!
Преподобный Иларион родился в царствование Константина Великого, в городе Газе, где был и воспитан, будучи сыном неверных родителей. По любви к учению, он удалился в Александрию, и обучившись, приняв веру Христову, стал подражателем Антония Великого, пробыв у него немало лет. После смерти своих родителей, он вернулся в свое отечество. Продал все свое имение и раздал нищим, затем удалился в пустыню и предался совершенному подвижничеству. Совершив многочисленные чудеса, пройдя по многим городам и странам, закончил он жизнь в восьмидесятилетнем возрасте.