Епископ Алимпий Вербицкий, послание верным христианам: каких святых мы почитаем и почему не признаем «святых» никонианского раскола

1. КАКИХ СВЯТЫХ МЫ ПОЧИТАЕМ

Мы почитаем всех святых Востока и Запада, признанных в древней православной Церкви до
всемирного никонианского раскола 1668 гг. Также, мы почитаем наших святых подвижников
и мучеников, по месяцеслову, изданному в календарях РПСЦ, до канонизации святителя Арсения Уральского, включительно.
Никонианских подвижников и мучеников мы не признаем и отвергаем. Члены еретических и
раскольнических сообществ не могут иметь святости как чуждые общения с Церковью верных.

2. ПОЯСНЕНИЕ

Святые Отцы учат, что каждому человеку для спасения необходимо соблюсти два условия:
быть в общении с подлинной православной Церковью и жить по заповедям. Без одного из
этих условий спасение невозможно. Поэтому, еретики и раскольники, пребывающие «вне части спасаемых» и лишенные общения Церкви верных, не могут иметь святости и спасения,
какие бы добродетели не проявляли, даже если были мучениками и совершали чудеса или
знамения.

3. ОБЩЕНИЕ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К СОУЧАСТИЮ В ЕРЕСИ

Несомненно, что многие из почитаемых еретиками не были активными распространителями
ереси, могли нелицемерно соблюдать заповеди и быть подвижниками добродетели. Однако,
по слову Отцов, они не могли иметь совершенства веры, осквернив совесть общением с расколом и ересью.
Подобных мучеников, древняя Церковь называла «лжемучениками», категорически возбраняя их почитание. Правила Лаодикийского собора определяют: «Молящийся на кладбищах и
в мученических местах еретиков лишается общения» (Правило 9). «Воздающий честь еретическому лжемученику да будет анафема» (Правило 34).
Апостол говорит, что не всякий участвующий в состязании венчается, но только подвизавшийся законно. Подвиг веры на небесах не засчитывается, из-за церковного общения с расколом и ересью.
Даже если сам подвижник не разделял еретических заблуждений, но пребывая в общении с
врагами Царя Небесного, судится как соучастник преступления.

4. ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ — НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СВЯТОСТИ

Кто был членом никонианской церкви и в таком состоянии умер, не может почитаться святым, какие бы знамения и чудеса не творил. В Евангелии читаем: «Многие скажут Мне в тот день: Господи!, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? Тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 22-23).
«Поэтому не удивляйся, если видишь, что кто-нибудь из недостойных или зловерных совершает знамения. Не знамениями и пророчествами свидетельствуется святость православного мужа, но его верой и жизнью» (св. Анастасий Синаит).

5. ПРЕСТУПЛЕНИЕ КАНОНОВ НЕСОВМЕСТИМО СО СВЯТОСТЬЮ

Ересь состоит не только в искажении вероучительных догматов. Каноны и соборные постановления почитаются наравне со Священным Писанием. Пренебрежение ими приравнивается к догматической ереси.
Практически все, псевдо-православные конфессии, цинично игнорируют церковные каноны,
признавая их чисто формально. Чуть ли не по каждому пункту священных Правил, эти, так
называемые «православные» попадают под анафемы своих же законов. В таком контексте ни
о какой святости не может быть речи. «Полуправославных» святых не бывает.
Св. Феодор Студит: «Мы православные и питомцы Кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные вселенские и поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, но наполовину православный
тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется божественными правилами» (Св. Феодор Студит, Письмо 25, к Никифору патриарху).
«Анафема допускающим пренебрежение к божественным и священным Правилам божественных наших Отцов, которыми утверждается Церковь, украшается христианская жизнь и прививается страх Божий» ( Правило Двукратного Собора).

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Мы почитаем святых по месяцеслову Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой традиции.
3. Уже запланировано переиздать месяцеслов. Временно можно пользоваться календарями,
изданными в РПСЦ до корнилианского раскола 2007 г. Можно обращаться и к месяцесловам
славянской печати, дополняя именами поздних святых.
5. Совершенно недопустимо почитать еретических и раскольнических подвижников и мучеников. Также, нельзя для назидания читать творения и жизнеописания этих лиц, ими самими, или о них написанных. Кто этого не соблюдает, тот чужд общения Церкви Христовой.
6. Предписываю нашим христианам убрать изображения никонианских святых из своих иконостасов, если где-то, по недоразумению, такие остались.

Алимпий, Божией милостью, епископ Староправославной Церкви
Христовой Белокриницкой традиции.
19. 08. 2024