Икона «Пострижение в великую схиму»

"Пострижение в великую схиму"

ИЗ СТАРЧЕСТВА ОБ ИНОЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Послушайте, возлюбленные братья, каково достоинство чина иноческого, и какова слава вытканого свыше образа, в который мы облеклись. Вначале он дан был Пахомию, в пустыне: Бог послал Своего Ангела и украсил его чином шестикрылых, с небесными письменами. Кто носит куколь и мантию — имеет два крыла, а когда возлагает схиму, то становится шестикрылым, по образу херувимов и серафимов.

Образ сей не апостольский: Апостолы носили иное одеяние, а не куколь и схиму. Звались они апостолами, и посланы были Богом ловить нас и крестить все народы, и благодать они получили на подобные божественные труды. Ангельский же образ, имеет более высокий чин. Когда постригается человек, то становится новокрещенным, очищается от греха, имя его ангелы записывают на небесах, и радость великая там бывает. Если же соделает он грех, то имя его с небес исчезает, и ангельский чин о нем очень скорбит. Но, кто соблюдет себя в благочестии и безгрешности, то уже не отводится вместе с мирянами, но возводится прямо на небеса, в чин, принадлежавший сатанаилу и его ангелам, до того, как они стали демонами. И по числу тех ангелов, теперь надлежит Адаму  восполнить их чин. Наденет Адам венец, принадлежавший сатанаилу, и займут место ангелов  иноки.

Много печали демонам, что иноки занимают их место; так и вельможный воевода, смертельно страдает, если его власть переходит к другому. И как царскому воину, возвышенному царем и почитаемому всеми, завидуют противники и вооружаются против него, точно так же и с иноками: больше всего, и сильней чем с другими, борются с ними демоны.

Соблюдающие иноческий чин выходят на сражение против демонов и добывают их сан, а потому подвизается враг со всем своим лукавым воинством, отвратить иноков от чина ангельского. Мы же, как добрые воины, примем оружие крестное и сразимся с лукавыми!

 

Перевод со старославянского еп. Алимпия (Вербицкого)
По рукописи XVI в. из собрания Троице-Сергиевой лавры.

 

Надписи: "Второчинное пострижение"; "Невидимо предстоят ангельские чины"
XVI в. [Собрание А. И. Струева] 30,5 х 25,4 см. В центре, с огненными крыльями изображен новопостриженный молодой инок в окружении наставников и братии. В руках он держит Евангелие. За ним виден престол, разверстые небеса, Силы Ангельские и Господь Исус Христос, таинственно присутствующий во время пострижения и лично принимающий от инока произносимые обеты.