Иннокентий Усов, митрополит Белокриницкий

епископ Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский (впоследствии митрополит Белокриницкий)

Неизвестный портрет

Неожиданная находка: случайно я обнаружил в сети, неизвестный доселе портрет святителя Иннокентия Усова. Художник — знаменитый классик «серебряного века» Д. С. Стеллецкий. Картина написана уже в эмиграции, куда епископ Иннокентий, вместе с войсками белой армии, удалился после завоевания России большевиками. Вверху указана дата — 8 апреля, дальше разобрать трудно; судя по всему, это 1926 г. Портрет отличается глубиной образа и мастерством исполнения.

епископ Алимпий


 

Во время Гражданской войны, епископ Иннокентий активно поддерживал белое движение, известно, что он читал лекцию «В защиту религии» в Добровольческой армии. Составил «Молитву об избавлении России», в которой содержались следующие прошения к Богу:

«Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чём не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго… и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев».


 

Удивительна судьба старообрядческого епископа Иннокентия (в миру Ивана Григорьевича Усова). Он происходил из мещан старообрядческого посада Свяцк Черниговской губернии. До принятия сана занимался иконописанием, проходил военную службу. Духовным наставником его был Онисим Швецов — будущий епископ Арсений Уральский, посещавший посад Свяцк в Стародубье. До самого рукоположения он находился при епископе Арсении. В 1903 г. был рукоположен в епископа Нижегородского и Костромского.

После принятия сана первым стал организовывать старообрядческие епархиальные съезды. Эти съезды созывались не только в Европейской России, но и в Сибири и на Дальнем Востоке. В помощь епископу по управлению епархией епархиальными съездами избирались епархиальные советы.

Как и большинство старообрядцев, он не принял событий Октября 1917 г Значительное число приверженцев старой веры выступило против большевистской диктатуры, активно участвовало в Белом движении. В казачьих частях А.И. Деникина действовали старообрядческие полковые священники. В армии А.В. Колчака существовали «добровольческие крестоносные дружины», был создан институт военных священников Белокриницкой иерархии. Епископ Иннокентий (Усов) в конце 1918 г. составил молитву об избавлении России от власти безбожников.

12 декабря 1918 г. Высшим революционным советом РСФСР была принята «Инструкция», в которой говорилось, что «подлежат обязательному истреблению все генералы, помещики, штабс- и обер-офицеры, окружные, станичные и хуторские атаманы; все контрреволюционеры и все казачество» [3, с. 349]. Следовательно, одна из социальных опор старообрядчества — казачество, подверглась репрессиям и физическому устранению. Ответом на эти жестокие действия большевиков было участие старообрядцев в самом крупном крестьянском восстании 1921 г. — антоновском мятеже.

Епископ Иннокентий вынужден был эмигрировать в Румынию в 1920 г., где находилось большое количество старообрядцев — выходцев из России. Он впоследствии стал епископом Кишиневским. На протяжении 1920-1930 гг. этот архипастырь активно участвовал в духовно-религиозной деятельности, посещал старообрядческие приходы, занимался литературно-богословским творчеством, участвовал в издании старообрядческой литературы. Его книги и полемические сочинения были переизданы в местах компактного проживания старообрядцев за рубежом — во Франции, Польше, США, Канаде, Румынии.

В 1936 г. епископом Иннокентием была написана история старообрядчества, его основы и отличия от других вероисповеданий (Меморий). Устав (Статут) был создан Ф.Е. Мельниковым. Документы были переданы румынскому правительству, что давало возможность узаконить деятельность старообрядческой церкви в Румынии.

На малой родине епископа Иннокентия Усова в селе Святск под г. Новозыбковым (Советский Союз) оставалась его родная сестра Анастасия Усова. Пасхальное поздравление и весточка от родного брата из Румынии стали причиной физической расправы НКВД над ней. В 1934 г. она была сослана за связь с братом, приславшим ей пасхальное поздравление. Вместе с ней были сосланы жители Святска — Александр Капустин и Худяков. Больше в Святск они не вернулись.

В июне 1940 г. территория Бессарабии, северная Буковина, в том числе старообрядческий духовный центр, существовавший с 1840 гг. — Белокриницкий монастырь, отошли к Советскому Союзу. Монастырь был ликвидирован, его имущество конфисковано. Белокриницкая митрополия прекратила свое существование в северной Буковине.

Епископ Иннокентий переехал в Румынский город Тульчу, и на основании просьб тульчинских старообрядцев, поручения Белокриницкого митрополита Силуяна, должен был приступить к управлению Тульчинской епархией. 8 мая 1941 г. на Освященном Соборе в г. Браила он был возведен в сан митрополита.

В начавшейся войне против Советского Союза 22 июня 1941 г. Румыния выступила союзницей Германии, и как иностранец епископ Иннокентий был эвакуирован в г. Яссы. В связи с авианалетами и артобстрелами он заболел. Уже больным он был перевезен в с. Писк, где 16 февраля 1942 г. скончался.

За свою антибольшевистскую деятельность еще при жизни епископ Иннокентий был приговорен к расстрелу. При вхождении советских войск в Румынию, в 1944 г. в этом селе один из офицеров НКВД выстрелил пулеметной очередью по его надгробному кресту и могиле. Так закончил свою жизнь старообрядческий епископ и митрополит Иннокентий (в миру Иван Григорьевич Усов), выдающийся деятель русского и зарубежного старообрядчества, уроженец старообрядческого посада из Стародубья, находясь далеко от своей Родины.

 

По материалам: Кочергина М. В., Дзюбан В. В. «Духовные контакты и связи старообрядцев Черниговской и Могилевской губерний России со своими сторонниками по вере в Буковине, Молдавии и Румынии».