Однажды меня спросили:

Неужели все настолько плохо сегодня в РПСЦ?.. Неужели действительно там нет спасения? Конечно, действия Митрополита Корнилия и его духовного отца порочат Церковь. Но Святые отцы учат быть послушными духовным наставникам во всем, что не противоречит учению Божию:

«Тогда Исус глагола к народом и учеником своим, глаголя: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее: вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо, и не творят». (Мф.23)

Толкование Бл.Феофилакта Болгарского: «Заградивши фарисеям уста и показавши, что они неизлечимо больны, Господь не говорит уже о Себе, а — об их жизни и нравах, внушая своим слушателям не презирать учителей, хотя бы последние были и порочной жизни, и не жить порочно.

Вместе с этим Господь показывает, что Он не только не противится закону, но даже желает исполнения закона, хотя бы учители закона были люди недостойные. Что говорят учители, говорит Он, считайте словами Моисеевыми, даже Божиими.

Вопрос: Итак, все, что говорят они, нужно исполнять, хотя бы это было и зло?

Ответ: Скажем, во-первых, что учитель никогда не осмелится учить кого-либо злу. А потом, если и станет учить дурной жизни, то станет учить не от седалища Моисеева и не от закона: а Господь говорит о седящих на Моисеове седалищи, то есть об учащих законному.

Итак, нужно слушать того, кто учит чему-нибудь по божественному закону, хотя бы он сам и не исполнял этого».

Интересно, что Вы об этом скажете?

 

На это я ответил:

Сказанное, совершенно справедливо: действительно, нельзя отступать от пастырей единственно, из-за их неправедной жизни. Но удаляться от них необходимо, если они насаждают лжеучение.

В книге св. Арсения Уральского «Оправдание…», в главе «О раздоре церковном» написано:

«Как поступить, если нехорош будет сам настоятель, — поп или епископ? На это ответствует святый Иоанн Златоустый, говоря так: Не хорош настоятель, в каком смысле говоришь ты? если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел сшедший с неба: если же по отношению к жизни, то не спрашивай об этом.

Я приведу тебе пример не от себя, а из Священнаго Писания: Послушай, что говорит Христос: На Моисееве седалищи седоша книжницы и фарисее. Сказав о них прежде много обличительнаго. Он потом и говорит: на Моисееве седалищи седоша: вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите (Мф., 23, 2,3).

Они имеют, говорит, достоинство (сана), но не чисты по жизни: а вы обращайте внимание не на жизнь, но на слова их. От поведения других никто не получает вреда. Почему? потому что оно явно для всех, и дурной человек, хотя бы он был тысячу раз не хорош, никогда не научит дурному. Но недостатки касательно веры не явны для всех, и дурной в этом отношении человек не постыдится учить других. Также слова: не судите, да не судими будете (Мф., 7, 1), относятся к жизни, а не к вере (34 беседа на Послание евреям в русском переводе)».

Святые Отцы наставляют нас словом священномученика  Игнатия Богоносца:

«Всяк человек, силу рассуждения от Бога приявый, мучен будет, аще неискусному пастырю последует и ложное учение, яко истинное приемлет» (посл. к Ефес.).

«Аще кто не отступит, — (говорит он в другом месте) — от лжесловесного проповедателя, в геенну осужден будет: не подобает бо ни от благочестивых отступати, ниже со злочестивыми сообщатися» (посл. к Филадельфийцам).

Удалившись от общения с церковью митрополита Корнилия, мы поступили по примеру наших исповедников XVII столетия. Святой Арсений Уральский об этом пишет:

«Справедливо ли поступили блюстители древних церковных преданий отделившись от иерархов, последовавших Никону патриарху и московским соборам 1666 и 1667 годов? — Справедливо. Ибо эти иерархи хотя и никаким собором не судились лично, но зазирались не относительно жизни, но в слове несправедливого учения их» («Оправдание», «О раздоре церковном»).

Вот и мы отделились от митрополита Корнилия (Титова) не потому, чтобы осуждали его нравственный облик, но по причине насаждения ереси религиозной толерантности, которой теперь заражена вся РПСЦ. Эта ересь допускает возможность спасения в еретических, раскольнических или раздорнических конфессиях и сотрудничество с ними, одобряет их деятельность и терпимо относится к еретическим лжеучениям. Религиозная толерантность — своего рода, «ползучий экуменизм», — модное нынче, идейное блудодеяние.

Чада РПСЦ не дают себе отчета, что причащаясь из одной чаши со своими еретичествующими иерархами, они становятся соучастниками их ереси. Эти христиане не сознают, что в лице своего митрополита Корнилия, они лично декларируют легитимность никонианских епископов; вместе со своим митрополитом, они идут на поклон в Храм Христа Спасителя и поздравляют патриарха Кирилла с юбилеем интронизации, с пожеланием радости и успехов в «пастырских трудах», и вместе с посланцами Митрополии, они посещают латинские панихиды, и с магометанами отмечают курбан-байрам…

 

Епископ Алимпий