Перевод епископа Алимпия Вербицкого

Из старопечатного «Толкового Апостола»

Некоторые думают, что допустимо приступить к крещению, живя лукаво и скверно. Они хотят жить так и дальше, полагая, что можно принять крещение в сожительстве с блудницей: заявлять о членстве в Христе, пребывая членом блудницы, рассчитывая когда-нибудь после усвоить добрую нравственность.

Какое же это зло — сразу крестить, оставляя на потом обучение нравственности! Но нет, развращенных нужно сперва наставить в христианской жизни и только после этого крестить, не оправдываясь благими намерениями, для мнимой пользы, отдаляя обучение нравственной жизни (или рассчитывая, что крещеные в развращенной жизни смогут спастись в Последний день, «пройдя как бы через огонь»). Если такое допустить, то окажется, что на Христе, как фундаменте, мы возводим строение не из золота, серебра и камней драгоценных, но — из дров, хвороста и сена, то есть — заведомой неправды, нечестия и бесстыдной нечистоты.

Нужно смиренно и благоговейно рассуждать, кого можно допускать к святому крещению, чтобы не дать святыни псам. Если прелюбодей остается в своем беззаконии, исповедуясь только формально, то к святым Таинствам его нельзя допускать. Также и мужа, сочетавшегося законным браком, но не удаляющегося и не воздерживающегося от своей жены на время поста и молитвы, до того, как приступить к этому великому Таинству. Никто из таких не должен быть допущен!

Но, может быть, кто-нибудь скажет: пусть сначала крестятся, и потом уже учатся доброй жизни, или же при кончине смогут спастись, произнеся несколько слов? Если допустить, что такое возможно, как тогда потом мы будем им скажем: «Оденьтесь в нового человека и снимите с себя — старого», если они уже облеклись, когда оставаясь в подобных великих прегрешениях восприняли святое крещение? Разве Апостол Павел не установил истинный порядок и не указал иную последовательность, говоря: «Сняв с себя старого человека с деяниями его и одевшись в нового, обновляемого познанием, по образу своего Создателя»? И Сам Господь говорит: «Никто не приставляет заплаты небеленой к ветхой одежде, и не вливают нового вина в мехи ветхие»…

Мысль в тему:
В одной древней канонической рукописи есть строки: «Крестящие за плату подобны Иуде, продавшему Христа, а заплатившие — иудеям, Его купившим».