Память Пустозерских мучеников, за древнее благочестие, от никониан пострадавших

Святой священномученик, исповедник, протопоп Аввакум (графика еп. Алимпия)

Мученический подвиг Пустозерских узников - протопопа Аввакума, попа Лазаря, диакона Федора и инока Епифания

Как только Московский собор 1667 г. утвердил никонианские нововведения, никониане сразу же начали преследование защитников Старой веры.

Протопопа Аввакума, священника Лазаря, диакона Феодора, инока Епифания сослали на далекий север и заточили в земляную тюрьму в Пустозерске (Архангельской губернии). Соратникам Аввакума вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей и неправой веры. А когда у них языки чудесным образом исцелились и заговорили, их вырезали вторично.

Более четырнадцати лет исповедников держали в заключении — в земляной тюрьме, но никого из них не сломили. Узники оттуда рассылали грамоты, послания, увещания к своей единоверной братии, убеждая хранить древнеотеческую православную веру и стоять в ней до смерти. Благочестивый народ чтил этих заточенников, как непреоборимых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал местом священным.

По настоянию нового Московского патриарха Иоакима, пустозерские страдальцы были преданы сожжению в срубе. Казнили их в пятницу — в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 г. Вывели на площадь, где был приготовлен сруб. Играло ясное весеннее солнце, точно приветствуя живых выходцев из земляной могилы (из ямы, в которой они так долго томились). Более четырнадцати лет не видели они света Божия. Бодро и радостно вошли они в сруб. Толпа людей, сняв шапки, молчаливо окружила место казни. Подожгли дрова, и сруб запылал. Протопоп Аввакум успел еще обратиться к народу. Подняв высоко сложенную в двоеперстие руку, он завещал: «Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете».

Когда мученики сгорели, народ бросился собирать на память святые кости их, чтобы разнести потом по всей русской стране. Горевшие огнем веры сожжены огнем вещественным и стали светочами, светящими в даль веков.

По книге Ф. Е. Мельникова «Краткая история древлеправославной
(старообрядческой) церкви».