Святые Отцы о молитве суточного круга

Святой священномученик Киприан КарфагенскийИз книги "О молитве Господней"

Что касается времен для торжественного совершения молитв, то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестый и девятый, предъизображая тем Троицу, которая имела открыться в последние времена. В самом деле, считая с первого часа до трех, мы имеем вполне троичное число. Также, от четвертого часа доходя до шести, опять имеем троицу. От седьмого до девятого снова три часа. Таким образом счет по три часа выражает совершенную Троицу.

Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы. Впоследствии сделалось явно, что таковые сроки, посвящавшиеся праведниками молитве, заключали в себе таинства. Так, в третьем часу снисшел Дух Святой на учеников и исполнил благодать обетования Господня (Деян. 2, 4 и 15). В шестом часу Петр, взошедши на горницу, когда сомневался относительно крещения язычников, — увидел знамение и услышал голос Бога, наставивший его допускать всех к благодати спасения (Деян. 10, 9 и след.). В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он Своею Кровию омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, да искупит нас и оживотворит.

Но кроме часов, назначенных древле для молитвы, у нас, возлюбленнейшие братья, с приращением таинств умножились и сроки. Так, надлежит молиться утром, для прославления утреннею молитвою Воскресения Христова. Это древле обозначил и Дух Святой в псалмах, говоря: Царю мой и Боже мой! яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой; заутра предстану Ти и узриши мя (Пс. 5, 3–4). Также Господь говорит чрез пророка: утреневати будут ко Мне, глаголюще: идем и обратимся ко Господу Богу нашему (Ос. 6, 1). Опять необходимо молиться при захождении солнца, к концу дня.

Молясь же в конце дня и прося при захождении солнца, да приидет на нас снова свет, мы испрашиваем пришествия Христова, которое имеет подать нам благодать вечного света, потому что Христос есть истинное солнце и истинный день. Днем называет Христа Дух Святой в псалмах. Камень, — говорит, — егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей, и есть дивен во очах наших. Сей день, иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117, 22–24). Солнцем Он назван у пророка Малахии: и возсияет вам боящимся имене Моего солнце правды и исцеление в крылех Его (Мал. 4, 2). Если же, по Священному Писанию, Христос есть истинное солнце и истинный день, то христианин не только часто, но и всегда должен воздавать поклонение Богу так, что ни один час не должен быть для него исключением. Сущие во Христе, Который есть истинное солнце и день, мы должны прилежать прошениям и молениям весь день.

Да и когда, по закону мирскому чередуясь преемственною сменою, наступает ночь, то и ночной мрак не может быть препятствием для молящихся, потому что для сынов света и ночью — день. В самом деле, когда же остается без света тот, у кого свет в сердце? Или, когда бывает лишен солнца и дня тот, у кого солнце и день — Христос?

Святой Ипполит папа Римский"Апостольское предание"

41. О времени, когда следует молиться
Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе.

Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место, считая в сердце своем, что Бог говорит через того, кто наставляет.
Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. Тот, кто опасается этого, пусть считает большим злом не идти в то место, где проповедуют, в особенности же если он умеет читать или если он является просвещенным человеком [11].

Никто из вас не должен опаздывать в церковь, где учат. Тогда будет дано тому, кто говорит, учить о том, что полезно каждому, и ты услышишь о том, чего не знал, и ты усовершенствуешься в том, что даст тебе Святой Дух через того, кто учит. Таким образом, твоя вера укрепится от того, что услышал. Скажут тебе в этом месте (т.е. в церкви), чем следует тебе заниматься у себя дома. Вот почему каждый пусть усердно ходит в церковь — место, где процветает Святой Дух. Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесет пользу.

И если ты у себя дома, то молись в третьем часу и благословляй Бога. Если же ты в это время находишься в другом месте, то молись Богу в сердце своем. Ибо в этот час Христос был распят на древе. Вот почему еще Ветхий Завет предписывал, чтобы в любое время (in omni tempore) приносился хлеб предложения как символ Тела и Крови Христовых; и заклание агнца бессознательного является символом совершенного Агнца. Ибо Христос является Пастырем; Он же есть и Хлеб, сошедший с небес.

Молись также и в шестой час. Ибо когда Христос был распят на кресте, то день сей был разделен [тьмою] и наступил большой мрак. Итак, пусть молятся в этот час горячей молитвой, подражая голосу Того, Кто молился и покрыл мраком все творение из-за неверных иудеев.

Пусть совершают также большое моление и большое благословение в девятый час, чтобы уяснил ты способ, которым душа праведных благословляет Бога, Который не забывает, [но] Который вспомянул Своих святых и послал Слово Свое для просвещения. Итак, в этот час, когда Христос был прободен, пролились вода и кровь, и, освящая остаток дня, привел его к вечеру. Поэтому ложащийся спать и полагающий начало другому дню делает образ воскресения.

Молись также, прежде чем тело отдохнет в постели. Но в полночь, вставая, умой руки водой и помолись. Если же и твоя жена с тобою, то молитесь оба вместе: если же она еще язычница, то, удаляясь в другую комнату, помолись и снова возвращайся в свою постель. Не будь ленивым к молитвам. Кто состоит в браке, не считается нечистым.

Ибо те, которые омыты, не имеют нужды снова омываться, ибо они чисты (Ин.13:10). Когда ты дуешь в свою руку и осеняешь себя слюной из своего рта, то тело твое освящено до ног. Ибо дар Духа и вода омовения (т.е. крещения), когда их предлагают, струясь из верующего сердца, как из источника, освящают того, кто уверовал. Поэтому необходимо в этот час молиться. Ибо и старцы, которые передали нам, наставили нас в том, что в этот час все творение утихает на какое-то мгновение, чтобы прославить Господа: звезды, деревья и воды останавливаются на одно мгновение, и весь сонм ангелов служат Ему в этот час и хвалят Бога вместе с душами праведников. Вот почему верующие должны в этот час спешить помолиться.

Свидетельствуя же об этом, Господь так сказал: «Вот слышен в полночь крик говорящих: Вот жених идет, вставайте навстречу Ему» (Мф.25:6). И продолжает, говоря: «…поэтому бодрствуйте, ибо не знаете часа, когда Он придет» (Мф.25:13).

И при пении петуха, вставая, также молись, ибо в этот час, при пении петуха, сыны Израиля отреклись от Христа, Которого мы познали через веру в надежде вечного света в воскресении мертвых, обращая свой взор к этому дню.

Итак, все вы, христиане, исполняя это и сохраняя в памяти, взаимно поучая друг друга и подавая пример оглашенным, сможете избежать искушения и не погибнуть, если всегда будете иметь Христа в памяти.

Святой Василий Великий"О подвижничестве"

Вся жизнь да будет лучше временем молитвы. Но поелику напряженности псалмопения и коленопреклонения надобно давать отдых некоторыми перерывами, то должно соображаться с часами, которые определены для молитвы святыми. Так великий Давид говорит: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62). А ему, как видим, последуя, Павел и Сила в полунощи хвалят Бога в темнице (Деян. 16, 25). Потом тот же Пророк говорит: Вечер и заутра и полудне (Пс. 54, 18). Но и пришествие Духа Святаго совершается в третий час, как знаем из Деяний, когда фарисеям, которые смеялись над учениками за разнообразное действие языков, Петр говорит, что не пияни глаголющие сие: есть бо час третий (Деян. 2, 15). Девятый час напоминает страдание Господне, совершавшееся нашей ради жизни. Но поелику Давид говорит: Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 164), а упомянутые времена молитвы не наполняют собою седмеричного числа молитв, то полуденную молитву надобно разделить на молитву пред принятием пищи и на молитву по принятии оной, чтобы и нам при каждом круговращении дня служило образцом сие правило: седмерицею днем хвалить Бога.

(В другом месте) Не должно презирать и нами установленные времена молитв, которые мы избрали по необходимости, так как каждое время напоминает нам особое какое-либо из данных Богом благ, утреннее (мы назначаем) для напоминания, что первые душевные движения должны быть посвящены Богу, как дары Его; в третий час для напоминания о даре Духа, в шестой, по подражанию тому Святому, который говорит: вечером и утром и в полдень исповедаю; в девятый, что и апостолы в сии часы восходили во святилище, как написано в Деяниях; по окончании дня должно быть благодарение за данные в продолжении оного блага, или совершенные нами добрые дела и исповедание прошедшего; опять, при наступлении ночи—прошение о том, чтоб успокоение наше было без соблазна и свободно от мечтаний; а полуночное время назначали нам непременно для молитвы молившиеся в сие время не только Давид, но и Павел и Сила.

Святой Симеон Солунский"О священной молитве"

Молитве надлежало бы быть немолчной и непрестанной, как у ангелов: так как только того Богу и требует От нас, чтобы мы памятовали о Нём пребывали с Ним, Его единого искали, любили и созерцали, дабы, таким образом, и блага Его получали от Него прямо и непосредственно. Но поскольку, по причине покрова и необходимых нужд плоти, это для нас невозможно, и этот дар Божий обещается изредка и только некоторым — равноангельным людям, то Церковь, по необходимости, установила времена для молитвы определённые и Безусловно обязательные: и молиться в эти времена уже обязан каждый верующий.

Кроме литургии в церкви есть ещё 7 нощеденственных хвалений: молитвенных времён 7, по числу даров Духа, так как священные молитвы духом и поданы. Они таковы и так называются: полунощница, утреня вымести с первым часом, третий час, шестой час, девятый, вечерня и повечерие. О них говорит и пророк Давыд: «седмижды днем хвалих Тя».

Кекавмен (Византийский "Домострой") "О том, чтобы не пренебрегать молитвой для каждого срока дня"

Ты слышал, что я посоветовал тебе трудиться и усердствовать в добывании средств к жизни, но не предавайся каким-либо чрезмерным планам и трудам, иначе при этом погубишь свою душу и, пренебрегши Господом, забудешь о церковном псалмопении, совершаемом православными мирянами, а именно: о заутрене и о «четырех часах», а вместе с тем и о вечерне и о повечерии.

Ведь все это существует для устроения нашей жизни. Посредством этих самых богослужений мы показываем, что являемся верными рабами Господа. Что до того, чтобы признавать Бога, то признают, что он есть, и неверные, и бесы, да вообще все. Нужно, чтобы ты совершал не только эти богослужения, но, если можешь, творил бы и полночную молитву, произнося хотя бы один псалом, так как в этот час ты можешь без помех беседовать с Богом. В молитве ты можешь найти успокоение. Ведь наедине беседовать с Богом — не труд, а скорее радость.

Точно так, как я призываю тебя быть рачительным во всем, относящемся к бренной жизни, так я желаю, чтобы ты был заботлив и в отношении духовного, дабы благодаря тому и другому ты исполнился надежд. И вообще я хочу, чтобы ты был выдающимся в выполнении всего должного.

Правила молитвы суточного круга являются уставом христианской жизни и одинаково обязательны для мирян и монахов.О жизни мирской и монашеской

…Ты, избравший общежитие с женою, не будь беспечен, как будто вправе ты предаться миру. Тебе для улучения спасения потребно больше трудов и осторожности, потому что избрал себе жилище среди сетей и державы отступнических сил, имеешь пред глазами побуждения ко грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знай, что не избежишь борьбы с отступником и не одержишь над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов.
(Святитель Василий Великий)

«Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности» /I:107/.
(Св. Иоанн Златоуст)

Завещание Великого Василия"Аще презвитер или инок не чтет часа перваго, з-го, 6-го, 9-го..."

Аще презвитер или инок не чтет часа перваго, з-го, 6-го, 9-го, — несть ясти достоин. И аще не правит всего правила своего, яко мертва вменяет сего Бог, и да запретится, якоже подобает.

Аще некнижныи есть инок, да творит на всякий час поклонов пятьдесят, глаголя: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго».

Аще ли не может творити поклонов, да глаголет пятьсот молитв на час, глаголя со вниманием: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, Богородицы ради, помилуй мя грешнаго».

Паки, тогожде святаго другое завещание.
Да творит безкнижныи инок за полунощницу вервиц десять, за заутреню — вервиц десять, за часы — вервиц десять, за девятый час и вечерню — десять, за павечерню — десять. Вервица же да имать узлы — сто и три. На всяком же узле, чтет преднаписанную молитву.

Святой Исаак Сирин. О семи богослужебных часах и законе свободыСвятой Исаак Сирин. О семи богослужебных часах и законе свободы

Из книги «О Божественных тайнах и духовной жизни»

34. Есть закон свободы, и есть закон рабов. Рабский закон — это когда говорят: «Я вычитаю столько-то псалмов за каждой службой и такое-то количество их на каждой молитве». <Такой человек> находится под ярмом во все свои дни, без изменения: не может он ничего изменить, так как связан необходимостью в молитве и службе детально следовать тому, что он установил для себя, то есть строго соблюдать число <псалмов> и время, <проведенное в чтении>. Все это совершенно чуждо всему пути истинного знания, ибо при этом не учитываются ни <божественные> действия, ни немощь естества, ни необходимость постоянной борьбы. В первом <случае> благодать дается так, что человек задерживается <на молитве> по собственной воле; во втором <случае> естество оказывается слишком слабым для исполнения правила по причине <демонских> нападений, которые способствуют усмирению гордыни.
35. Закон свободы <состоит> в неизменном исполнении семи служб, которые Святая Церковь установила для нашего целомудренного образа через Отцов, собранных Духом Святым на Вселенский Собор.(1) И нельзя нам, отшельникам, думать, что мы не должны подчиняться Церкви, ее руководителям и их законам. Именно по этой причине соблюдаем мы предел семи богослужебных часов, как Церковь установила для нас, чад своих. <Это не означает>, однако, ни того, что за каждой службой я должен исполнять такое-то определенное количество псалмов, ни того, чтобы человек устанавливал на каждый день определенные количества молитв <для произнесения> между этими службами в течение ночи и дня, или временной предел для каждой из этих молитв, или определенный порядок слов. Но сколько благодать дает ему силы, столько и задерживается он на каждой молитве, и молится столько, сколько необходимо, и использует ту молитву, которую хочет. И пока он молится, он становится все более собранным и нерассеянным, особенно по причине наслаждения <молитвами> подобного рода. И в соответствии с силой естества и мудростью, какую дает ему Господь, измеряет он свое прошение.

(1) «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно-сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г.

Святой Венедикт Нурсийский. Сколько каждый день совершать богослужений?

Из «Устава» (Новый перевод)
Глава 16.
1. Мы должны, как говорит Порок: «Семикратно в день прославляю Тебя». (Пс. 118,164)
2. Мы исполняем это святое число семь, если уплачиваем наши долги служением Утрени, Первого, Третьего, Шестого, Девятого часов, Вечерни и Повечерия.
3. Итак, это дневные часы, о которых Пророк говорит: «Семикратно в день прославляю Тебя». (Пс. 118,164)
4. Между тем, касаясь богослужения ночью, он также поясняет : «В полночь вставал славословить Тебя». (Пс. 118, 62)
5. Итак, восхвалим нашего Создателя в судах его истинных, в Часах сих, ведая Утреню, Первый, Третий, Шестой, Девятый часы, Вечерню и Повечерие, и ночью вставая служением Ему нашими хвалениями.

Святой Феодор Студит. Из "Огласительных слов"

Я знаю, каковы и как жгучи летние в жатву дни, и какое причиняют они утомление, что если б особенное усердие трудящихся не придавало силы, едва ли бы кто смог перенести их. Прошу убо вас, любви ради Христовой, стойте и в том и другом подвиге. Благообразно и в благонастроении совершив рано утром обычное псалмопение и молитву Богу, приступайте к предлежащему делу и работайте, мысленно прочитывая псалмы, пока наступит третий час. Тут прекратите работу и пропойте Господу с разумом третий час, воздевая руки свои к небесам с испрашиванием благодати Святого Духа, на укрепление душ ваших и телес; за тем совершив три и четыре, или больше, коленопреклонений с внимательной
молитвою, вкусите, что Господь послал, кроме среды и пятка, как у нас положено.

Святой Афанасий Великий. Из "Наставлений деве"

Восходящее солнце да видит в руках твоих книгу, и по третьем часе посещай церковные собрания. В церкви соблюдай молчание, ничего не говори, но только внимай чтению. В шестом часу совершай молитвы с псалмами, плачем и прошением, ибо в сей час Сын Божий был повешен на Кресте. В девятом часу в пениях и славословии умоляй Бога, ибо в сей час Господь, вися на Кресте, предал дух Свой Богу.
А когда наступит двенадцатый час, то должно умножить и усугубить хваление, ибо в оный час Господь наш сошел во ад. Посему в оный час мы должны обращать внимание на себя и со слезами ночью призывать Господа, ибо слезы составляют великую и превосходную добродетель; слезами омываются весьма тяжкие грехи и беззакония. Вставай в полночь и воспевай Господа Бога твоего, ибо в оный час Господь наш восстал из мертвых и воспел Отца, посему и нам заповедано воспевать Бога в сей час. Вставши, сначала прочти следующий стих: «Полунощи восстах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс.118,62). Потом помолись и начни читать Пятидесятый псалом до конца.
Исполняй это каждый день и читай псалмов, сколько можешь прочесть стоя; каждый псалом заключай молитвой и коленопреклонением, исповедуя пред Господом грехи свои и умоляя Его о прощении оных. После трех псалмов говори: «Аллилуйя». Если же будут с тобою девы, то и они должны петь псалмы, и одна после другой совершайте молитву. По утру же читайте сей псалом: «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю, возжада Тебе душа моя» (Пс.62), а пред рассветом: «Благословите вся дела Господня Господа» (Дан.3,57); также: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя и проч.»

Святой Климент Александрийский

Св. Климент Александрийский
«Если некоторые отделяют для молитвы определенные часы, как например, 3-й, 6-й и 9-й, то одаренный ведением молится всю жизнь, стараясь молитвою сопребывать с Богом. Он оставил, коротко сказать, все бесполезное, достигнув туда, где он получил совершенство, как поступающий по любви. Но и выделение трех часов для чествования одинаковыми молитвами общепризнано в виду трех блаженных состояний святых» [103].

Тертулиан и Ориген (Прежде впадения в ересь)

Тертуллиан
«Что касается времени молитвы, то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов, тех, разумею, общеизвестных часов, кои обозначают собою промежутки дня: 3-й, 6-й и 9-й, на которые и в Писании можно находить указание, как на часы более торжественные».
«Хорошо будет установить некоторое предупреждение, которое и увещание к молитве скрепляет и по временам, как некий закон, исторгает нас от будничных дел для выполнения этой обязанности, — именно, чтобы мы молились ежедневно не менее трех раз, как поклоняющиеся Отцу и Сыну и Св. Духу, — что, как читаем, было соблюдаемо и Даниилом сообразно, конечно, обычаям Израиля. Не говорим об установленных молитвах, которые без особого напоминания должны быть совершаемы при наступлении дня и ночи» [105].

«Если в том же комментарии («Деяниях») Луки указан третий час молитвы, в который исполнившиеся Духа Св. были приняты за опьяневших, а шестой, в который Петр взошел в горницу, и 9-й, в который ходили в храм, то почему мы не понимаем это так, что нужно безразлично всегда и всюду и во всякое время молиться, а так, что это были часы и более знаменательные в человеческих делах, разделяющие день, распределяющие работу и сказывающиеся в общественной жизни, и более торжественные в божественных молитвах что доказывает и пример Даниила, молившегося трижды в день, конечно с выделением (для молитвы) каких-либо часов, но не иных, как ставших отсюда знаменательными и для апостолов, т. е. 3, 6 и 9-го» [106].
Есть у Тертуллиана упоминание и о ночных молитвах: доказывая христианке неудобство для нее языческого супружества, Тертуллиан говорит о муже язычнике: «охотно ли он отпустит тебя на ночные собрания, если это потребуется?» [107]
Ориген (прежде ереси)
«Вся жизнь мужа святого должна быть великою, непрерывною молитвою, часть которой и составит молитва в собственном смысле, каковая должна совершаться не менее трех раз в день»; сославшись на Даниила, ап. Петра и Давида в доказательство необходимости молиться в три «времени дня», Ориген прибавляет: «но и ночное время не будем проводить без этого рода молитвы, как о Павле в Деяниях говорится, что он с Силою в Филиппах молился ночью».

Из жития святого Саввы Освященного

Однажды, св. Савва был с посольством от патриарха, во дворце у императора Юстиниана:

«Когда богохранимый наш император занимался сими делами с квестором Трибунианом в так называемой Магнавре, то блаженный, отошедши недалеко, тайно читал Давыдовы псалмы, и совершал божественное служение третьего часа. При сем случае один из его учеников, по имени Иеремия, диакон Великой Лавры, пришел к Савве и сказал: «Честный отче! Император так много заботится об исполнении твоих прошений, а ты для чего удалился от него и стоишь в стороне»? Старец на сие сказал ему: «Они, сын мой, делают свое дело, и мы также должны делать свое».