Таинства еретиков 2-го и 3-го чина: действительная, но бездейственная благодать

ТАИНСТВА РАСКОЛЬНИКОВ И РАЗДОРНИКОВ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ, НО БЕЗДЕЙСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ

«Говорит божественный Апостол: тело Христово мы есмы и уди от части (1 Кор. 12, 27); и опять: едино тело, един дух есте (Еф. 4, 4). Как тело без духа мертво и бесчувственно, так и умертвившийся страстями чрез небрежение о заповедях по крещении бывает бездействен, как непросвещаемый Святым Духом и благодатью Христовою: ибо хотя он имеет Духа по вере и возрождению, но Он в нем бездействен и недвижим по душевной мертвости.

Душа у нас одна, и членов тела много, но она все их держит, животворит и движет, – те однако же, которые способны принимать жизнь, те же, которые по какой-либо случайной немощи иссохли, как мертвые и неподвижные, хотя держит в себе, но безжизненными и бесчувственными. Так и Дух Христов, весь во всех членах Христовых пребывая, те из них, кои могут быть причастны жизни, движет и животворит; но и те, кои неспособны к сему по немощности, человеколюбно удерживает, как собственные. 

Таким образом всякий верный, хотя по вере причастен сыноположения духовного, бывает однако же бездействен и непросвещен по причине нерадения и неверия, лишаясь света и жизни Исусовой: так что, хотя всякий верный, как член Христов, имеет Духа Христова, но иной остается бездейственным и недвижимым, как неспособный к причастию благодати».
(Преподобный Григорий Синаит «О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, – еще же – о помыслах, страстях и добродетелях», гл. 129).

Это можно пояснить следующим образом: если даже христианин впадет в грех или отступит от Церкви, то благодати Божией, полученной в св. крещении не лишается. Он теряет только спасительного действие благодати, но может снова обрести через покаяние. Даже и у благочестивых христиан благодать Св. Духа бездействует, если по несовершенству, они омрачают ее страстями и Соответственно и церковные таинства еретиков 2-го и 3-го чина, являются действительными, но не действенными.

 

епископ Алимпий (Вербицкий)