Три могилы (быль)

Давно было это… лет за пятнадцать до 1861года. Мячковским крестьянами владел помещик по фамилии Разсохин. Он, как и большинство помещиков того времени, был самодур, занимался псовой охотой и в округе слыл за религиознаго человека. Последнее объяснялось тем, что Разсохин позолотил купол на сельской церкви и дарил мячковскому священнику о.Ферапонту, ежегодно, по новой рясе и с крестьян —старообрядцев брал двойные подати. Старообрядцев в с.Мячкове было не мало, и хотя жилось им вдвое тяжелее, но, любя Христа, терпели и находили сил нести двойную тяготу.  Из среды старообрядцев выделялись три сестры, — девицы. Жили они по смерти отца и матери вместе, труд и отдых делили поровну, и отличались чистотою и непорочною жизнью. Не только старообрядцы, но и прочие крестьяне питали к сестрам наилучшие чувства и уважение; это вполне понятно- среди темнаго, непросвещеннаго даже начатками знания крепостного населения, сестры были грамотныя и в их домике, на краю села, на полке за иконами лежало несколько толстых старинных книг в толстых переплетах, перешедших к ним по наследству от родителей, затем там же клочки бумаги и чернила. Сестры никому не отказывали в просьбе что-либо написать, а в свободное время учили маленьких детей славянскому чтению. Не только дети, часто взрослые, не старообрядцы, приходили «к сестрицам» поговорить о Боге, забыться хотя на минуту от тяжелой действительности. В праздники и накануне сестры зажигали лампады и совершали службы. Изредка в село тайно наезжал старообрядческий священник и останавливался на сеновале у сестер. Тогда на походном антиминисе совершалась Божественная литургия. Крестьяне-старообрядцы, крадучись, по задам, сходились к сестрам, чтобы отстоять Божественную службу и присутствовать при совершении великаго таинства.  О.Ферапонт недружелюбно смотрел на просветительскую деятельность сестер-старообрядок, и однажды, когда Разсохин возвратился после неудачной охоты, он мимоходом заметил, что не мешало бы принять меры «искоренению раскола». Сначала Разсохин новых мер не принимал и удовлетворялся старыми, т.е. двойной податью, но когда о.Ферапонт за преферансом сообщил ему, что губернския власти начинают коситься на него покровительство расколу, Разсохин задумался и поручил о.Ферапонту предпринять что-либо, что он найдет нужным.  О.Ферапонт был человек опытный и давно знал где находится корень мячковскаго «раскола»: своей жертвой он наметил сестер-старообрядок. В один из праздничных дней о.Ферапонт обратился к народу с речью, в которой заявил, что отныне в Мячкове не будет более «раскольников», а все должны обратиться к «православной» церкви, кто не захочет, так с тем будут говорить иначе. В тот же день перед барским домом собрались обитатели села. На просторной веранде, в светлом летнем костюме, дымя сигарой, сидел за самоваром Разсохин и о.Ферапонт, облаченный в легкую фиолетовую рясу. О чем-то весело болтали и смеялись. Народ разступил и пропустил вперед трех немолодых уже девушек, в белых покрытых «на кромку» платках, в белых самотканых рубахах и синих сарафанах. Это были приведенныя по приказу о.Ферапонта три сестры-старообрядки- «корень мячковскаго раскола». О.Ферапонт, окончив какой-то смешной анекдот, спустился со ступенек террасы. -Ну, что, раскольницы,- обратился он к старообрядкам,- смотря на них масляными глазами,- упорствуете?.. Под рыжеватыми бровями о.Ферапонта забегали злобныя огоньки. Девушки, опустив глаза, молчали. Народ стоял тесным полукругом и смотрел что будет делать о.Ферапонт. Последняго же бесил спокойный вид беззащитных девушек. — Отрекитесь! Девушки стояли по прежнему, опустив свои головы. О.Ферапонт задергался от гнева. — Так!.. Ну, мы увидим! Эй, приготовьте! Дворовые мужики принесли три лавки и пук длинных прутьев. — Начинайте! Девушек наполовину раздели и растянули ничком по лавкам; по обеим сторонам каждой стоял здоровый мужик с хворостиной. — Секите до тех пор, пока не согласятся, — прокричал о.Ферапонт, у котораго от волнения выступил на лубу пот. Истязание началось… Народ с ужасом смотрел на мученье страдалиц. Кто-то не выдержал и крикнул: — За что? Нешто они плохо сделали? Разсохин вскочил и сбежал с балкона. — Что?! Бунт? — кричал он, тряся перед ошеломленной толпой пистолетом. Народ стих, и одне женщины тихо плакали.  Сначала мученицы не издали ни одного крика, ни одной жалобы; спины их покрылись синими рубцами, потом почернели… Розги поднимались и опускались с равномерным свистом; из запекшагося горла страдалиц послышался стон: они теряли сознание. О.Ферапонт стоял тут же с широко раскрытыми глазами и не мог оторвать взгляда от дела рук своих. Один момент он порывался крикнуть «довольно», но из раскрытаго рта вырвался один хрип. Розги свистели… Из почерневших рубцов брызнула кровь… Мученицы не шевелились… — Остановись! –- сдавленным голосом крикнул Разсохин. На скамьях лежали одни тела девушек — души их были у Господа. Народ молча и в ужасе расходился, какая-то древняя старушка громко причитывала. О.Ферапонт и Разсохин взглянули друг на друга и молча разошлись. Это злодеяние было совершено 6 июля, в день памяти святыя мученицы Лукии — девы. Мучениц похоронили рядом, в восточном углу старообрядческаго кладбища. С тех пор народная молва говорит, что в двенадцать часов ночи, с 5-го на 6-е июля над могилами замученных девушек появляются три бледных неземных огня и горят до разсвета. Некоторые ходят смотреть их на околицу, но при приближении к кладбищу они исчезают. Народ свято хранит сказание о трех мученицах за веру отцов и 6-го июля посещает их могилы.  ж.«Церковь», №27, 1910г.