Вопрос о святой воде великого богоявленского освящения

ВОПРОС

В книжке «Чин исповеданию» помещен «Чин причащения святою водою великаго богоявленскаго освящения», где в предисловии сказано, что причащаться этой водой следует «по обычном уготовлении еже ко причащению». Значит ли это, что нужно читать правильные каноны и молитвы к Причащению свв. Таин, и как вообще нужно готовиться к причащению агиасмой?

 

ОТВЕТ

В славянском языке много слов, похожих на современные, русские, однако их значение далеко не всегда соответствует смыслу, принятому в русской речи. Вот и здесь, слово «причащение» нужно понимать как «вкушение», и это не имеет никакого отношения к Причащению Свв. Христовых Таин. К примеру, во многих старославянских книгах говорится о «причащении» пищи, а в Евангелии омовение сосудов называется «крещением». В переводе на русский, «причащение» означает «вкушение», поэтому «Чин причащения святою водою великаго богоявленскаго освящения» правильно понимать как «Чин вкушения (или «употребления») святой воды великого богоявленскаго освящения»; возможно найдется более точное лингвистическое соответствие, но смысл будет тем же.

Употребление великой воды ни в коей мере не является, как это некоторые думают, заменителем или эквивалентом Святого Причастия, а только служит для освящения, наряду с прочими церковными святынями. И если сказано, что лицам, не допущенным по тем или иным причинам к Причастию Святых Таин, нужно преподавать воду великого освящения, то это в том смысле, что нельзя лишать их вкушения богоявленской воды, в виду недопуска ко Святому Причастию.

Другое дело, что употреблять богоявленскую воду нужно особым образом, готовясь к этому в том же порядке, как и к святому Причастию. Но отнюдь не означает недельного поста сухоядением с коленопреклонениями и чтением Правильных канонов. Всё это сказки, которые родились не раньше середины 16 в., а до этого, ничего подобного, Церковь не знала. В прошлом, вся подготовка к Причастию свв. Таин состояла только во всенощном бдении и прочтении причастных молитв, да и самих причастных молитв было намного меньше.

Никакого специального поста к Святому Причастию до середины 16 в. в Церкви не было: это потом уже спонтанно возник обычай причащаться раз в год и поститься по неделе сухоядением, но это суть вопиющее искажение евхаристической практики, противоречащее законам Церкви. Во времена древнерусских святых этого не было, и не найти того в древних рукописях. Зато в Кормчей есть конкретные указания на обычай еженедельного причащения Свв. Таин, что при недельном, или даже трехдневном посте было бы невозможно. Достаточно привести толкование Зонары на Девятое правило свв. Апостолов:

«Есть правило собора Сардикийского и другое Трулльского, и еще собора Антиохийского, предписывающие, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении в три воскресные дня, не причастится».

В сущности, подготовка к Причастию мирянина ничем не отличается от подготовки к Причастию священника, который не постится перед литургией, и нет никаких свидетельств, позволяющих не поститься священнику, а мирянину — поститься. Здесь священник и мирянин абсолютно равны:

«В некоторых вещах священник ничем не отличается от мирянина. Когда, например, следует причащаться Страшных Таин, все мы удостаиваемся одинаково того же самого, не так, как в Ветхом Завете: одно ел священник, а другое – непосвященный. Закон ведь не позволял народу есть то, что ел священник. Ныне же не так, но всем одно Тело предлагается и Чаша одна».

(св. Иоанн Златоуст, толкование на второе послание Апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18).

Из этого следует, что для вкушения великой воды, нужно прочитать соответствующее последование и приступить натощак. И если воду малого освящения можно употреблять без специального правила и даже поевши, то богоявленскую — строго натощак, со специальными молитвами. Затем, если мирянину, при необходимости допускается держать у себя Святые Дары и причащаться самостоятельно, то тем более, они могут хранить у себя воду великого освящения и самостоятельно ее употреблять. И никаких обязательных недельных постов для этого не существует, а молитвы к Святому Причастию предназначены исключительно принятия Плоти и Крови Христовой, и уж никак не для вкушения богоявленской воды.

 

епископ Алимпий (Вербицкий)