Молящаяся Богородица, алтарная мозаика XI в. Софии Киевской 

Св. Феодор Стратилат. Византия XI в.

"О имени Твоем воздежу руце мои"

Пс. 62, 5

Я уже писал, что христиане забыли основу-основ благочестия — заповедь повседневной молитвы суточного богослужебного круга. И теперь хочу рассказать еще об одном исчезнувшем молитвенном обычае Христовой Церкви. Здесь, как и прежде, нас снова обличают еретики, сумевшие сохранить по сей день не только правило суточного богослужения, но и обычай молиться с воздетыми к небу руками. 

Почти все читали писания Святых отцов и жития древних подвижников, и могут вспомнить, что в них постоянно упоминается обычай,  в  усиленной молитве, поднимать к небу простертые руки. Однако, почти никто не обращает на эти свидетельства внимания и не воспринимает их с практической точки зрения. Даже напротив: любое представление о молитве с воздетыми руками, в наше время прочно ассоциируется с монофизитами, мусульманами и всевозможными протестанствующими «харизматами».

На снимке: современное коптское богослужение

Трудно понять, как такое могло случиться, что на историческом пути, христиане утратили обычай, овеянный славой святоотеческого подвижничества?

Взяться за перо меня побудила неожиданная находка: перелистывая дораскольную рукописную Следованную Псалтырь 17 в. из Троице Сергиевой Лавры (№ 339), в конце последования Утрени (лист 340), я обнаружил такие строки: «Руце воздеюще, глаголи втай молитву святаго Ефрема: «Господи и Владыко животу моему…» (В переводе: «Воздевши руки, говори в себе, молитву святого Ефрема»).

Что христиане молились в древности с воздетыми руками, было известно и раньше, но встретить свидетельство 17 столетия, было весьма неожиданно. К тому же, во всем тексте рукописи подобное указание встречается неоднократно. Например, там есть еще чин «Исповедания иноку на всяк день со слезами» (лист 943), где также сказано: «Егда же кто хощет исповедатися Господеви Богу своему, тогда особь, на едине став, воздев руце свои на небо, и крестообразно простер, тогда воспоминая свои грехи, со многим смирением, и сокрушением сердца, со воздыханием и слезами внимая коемуждо слову…» (В переводе: «Встав наедине, подняв свои руки свои к небу, и простерев крестообразно…»).

Тогда я вспомнил, что и в книге «Церковное Око», в главе на вечер Сырной недели, существует подобное указание: «И посем воздевше руце, молимся во своей мысли, глаголюще в себе молитву святаго Ефрема…». Тогда, я подумал, что пора, наконец, совлечь пелену забвения и поведать миру о нашем древнем, священном молитвенном обычае, предписанном самими Апостолами: «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1 Тим. 2:8).

Поясняю, что я отнюдь не призываю переменить установленный церковный порядок, по которому, христиане должны стоять на молитве со скрещенными на груди руками, и касаюсь исключительно келейной молитвенной практики, тем более, что до нас не дошло более детальных письменных указаний относительно соборного богослужения, а изобретать что-либо от себя, — дело предосудительное.

Я собрал наиболее известные свидетельства святых Отцов Церкви и других древних авторов, подтверждающие древность и подлинность обычая молитвы с воздетыми руками. Негоже нам забывать завещания святых Апостолов и древних Отцов Церкви. Ведь старообрядчество мы исчисляем не от лет патриарха Никона, а как минимум, со времени крещения Руси, и если называем себя православными, то необходимо, чтобы наша практика соответствовала Священному Преданию церкви. Способ молитвы, с обращенными к небу руками, должен занять надлежащее место в молитвенном делании христиан Старой веры.

 

епископ Алимпий (Вербицкий)

 

Св. Иаков Постник (византийская фреска 14 в.)

Свидетельства подлинности святоцерковного обычая молиться воздевая руки

Феодорит. Толкование на Псалтырь

«Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к церкви святей Твоей». Храмом Давид называет здесь скинию Моисея, к которой, простираясь умственно и по положению места, он поднимал руки свои и просил Бога, хотя и далеко был от скинии телом, так как пребывание он имел на горах по причине гонения Саула. Ибо так и Даниил, молившийся в Вавилоне, отворял окна дома своего, обращенные к месту Иерусалима не потому, что он ограничивал Бога Иерусалимом, но потому что знал о бывшем там явлении Бога, как говорит Феодорит. Или под храмом должно разуметь небо, согласно с словами: живущий на небесах посмеется им (Псал.2, 4)*).
И божественный Кирилл: Воззванием здесь называет не высокий, или громкий голос, ибо так молиться неприлично святым; но усилие и непрестанное углубление ума в Боге. Ибо он некоторым образом принимает и таковые голоса молящихся, когда они во время молитвы воздевают преподобные руки. У иудеев нет этого обыкновения— воздевать руки во время молитвы; но для пребывающих во Христе это не новое занятие. Распростертием рук они выражают честный образ спасительного креста, исповедуя самым делом, что они посвятили себя Христу, и в кресте Его поставляют свою славу, как причастники страданий Его. Взяв на себя крест и последуя Ему, по Его наставлению, мы из себя делаем образ креста.

"Распятие плоти"

Когда Моисей воздевал руки горе, — одолевал Израиль; когда же, уставая, он опускал их, — начинал одолевать Амалик. Заметив это, Аарон и Ор поддерживали руки Моисея постоянно воздетыми, — и к закату солнца Исус одолел Амалика, произвел в расстроившихся толпах его страшное кровопролитие. Крестообразное, усиленное простертие рук Моисея изображает, что для побеждения плотских похотений необходимо распятие плоти.

Авва Зенон, ученик аввы Силуана

1. Авва Зенон, ученик аввы Силуана, говорил: «Не избирай славного места для жительства твоего и не живи с человеком, имеющим громкое имя».
То и другое неприметным образом может ввести в душу тщеславие и высокоумие, — этим не только повредить духовному преуспеянию, но и отнять всю возможность к нему.
2. Он говорил: «Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его».
Из многих памятников монашества первых веков видно, что монахи предстояли на молитве в уединении келейном, с воздетыми руками горе. Так молились преподобные Пахомий Великий, Сисой Великий; вероятно, так молились весьма многие; так советует молиться при особенном наплыве греховных помыслов святой Иоанн Лествичник. Такое положение тела способствует душе прийти в подобное положение: устремиться горе. При этом необходимо остеречься от усиленного вытягивания рук и от усиленного направления их вверх, чтоб не прийти в состояние разгорячения и восторженности, от которых один шаг до самообольщения и бесовской прелести. Должно воздевать руки умеренно, чтоб дух сохранился в тишине, смирении, умилении; должно давать телу положение висящего на кресте, а не летящего на небо. Глава твоя да будет опущенною вниз, хотя бы руки и были воздеты горе.

19. Хорошо воздевать руки горе и молить Бога, чтоб Он даровал душе по исходе ее из тела безвредно прейти воздушные мытарства и сохраниться от воздушных бесов.

Иоанн Златоуст, Беседа 22 на послание к Евреям

Стряхнем же и мы с себя прах, развеем окружающую нас мглу; она густа, непроницаема и не позволяет нам смотреть вверх. А как, скажешь, мы можем разогнать это облако? Если будем привлекать к себе лучи духовного солнца, солнца правды, если будем воз­девать руки к небу: «воздеяние», — говорит (Псалмопевец), — «рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2), — если с руками будем устремлять горе и ум. Вы, посвященные в тайны, знаете, о чем я говорю; вы вероятно понимаете сказанное и соображаете, на что я намекаю. Будем же устремлять горе наш ум. Я знаю многих мужей, которые почти отдалились от земли, свыше меры воздевают руки, скорбят, что невозможно под­няться ещё выше, и молятся с таким усердием! Желаю, чтобы и вы были такими же всегда; если же не всегда, то часто; если не часто, то хотя иногда, хотя по утрам, хотя по вечерам. Неужели, скажи мне, ты не можешь воздевать рук?

Из "Лествицы"

СЛОВО 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.
2. Приидите теперь, увидим, как и мы исправляем предстояние наше перед Богом и Царем в вечерних, дневных и ночных молитвах. Ибо некоторые воздевают руки на молитву в вечерних и всенощных бдениях, как невещественные и чуждые всякого попечения; другие же предстоят тогда Богу с псалмопением; иные трудятся в чтении священных Писаний; иные, по немощи, но мужественно борются со сном посредством рукоделия; иные, упражняясь в размышлении о смерти, хотят чрез это приобрести умиление. Из всех сил подвижников первые и последние упражняются в Боголюбезном бдении; вторые в исправлениях, общих всем монахам; прочие шествуют низшим путем. Однако Бог приемлет дары, и ценит их. смотря по расположению и силе каждого.

Св. Иосиф Волоцкий, "Просветитель"

Пророки не только поклонялись храму, но и воздевали руки ко храму, как свидетельствует сам Давид, говоря: “Когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему”(Пс. 27, 2.). Посмотри, и ясно увидишь, как молится пророк Богу, руки же к храму воздевает! Мы имеем обычай воздевать руки к Богу, как свидетельствует сам Давид, говоря Богу: “Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля”(Пс. 142, 6.). И о Соломоне говорит, что тот встал на медном амвоне и воздвиг руки к Богу (2 Пар. 6, 12 — 13.). Много написано в Писании о том, что святые воздевали руки к Богу. И если Давид, как Богу, поклоняется и, как к Богу, воздевает руки ко храму, то кто скажет, что не следует поклоняться созданию рук?

Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические

Слово 10. Сказание святых мужей, их преподобные изречения и чудное житие
В один день ушел я в келию к одному святому брату и по болезни своей прилег у него на одном месте, чтобы походил он за мною ради Бога, потому что знакомых у меня там не было. И видел я, как этот брат встает ночью прежде времени, имеет обычай приходить на правило до братии. Довольно времени он стихословил, и вдруг на все то время, пока продолжалось это с ним, оставлял правило, падал на лице свое и до ста или более раз с горячностию, какую возжигала в сердце его благодать, ударял головою в землю. После сего вставал, лобызал крест Владычний, снова делал поклон, и лобызал тот же крест, и опять повергался на лице свое. И такой обычай соблюдал он всю жизнь, так что невозможно изобразить мне числом множества его коленопреклонений. Да и кто был бы в состоянии исчислить поклоны этого брата, какие клал он каждую ночь? Раз двадцать со страхом и горячностию, с любовию, растворенною благоговением, лобызал он крест и опять начинал стихословие, а иной раз от великого возгорения помыслов, распалявших его горячностию своею, когда не в силах был выносить разжжения оного пламени, препобеждаемый радостию, потому что не мог удержаться, восклицал. Поэтому много дивился я благодати сего брата, и подвигу, и трезвенности его в деле Божием. Поутру же, после первого часа, когда садился он за чтение, делался подобен человеку плененному, и в продолжение каждой читаемой им главы не раз падал на лице свое, и на многих стихах воздевал руки свои к небу, и славословил Бога.

Из Патерика

23. Некоторые старцы спросили авву Макария, говоря: «Как нужно молиться?» Он сказал им: «Не надобно говорить много слов, но воздевать руки к Богу и говорить: «Господи, как Ты хочешь, как Тебе угодно, руководи меня!» Если есть скорбь, говори: «Господи, помоги мне», — и Тот, Кто знает полезное, умилосердится над нами по Своей милости и по Своему человеколюбию».

Преподобный Феодор Студит Послание 38. К Арсению, сыну

… Когда они, нападая извне посредством вводимых ими ересей, отражаются православным суждением, то нападают, коварные, изнутри, стараясь похитить душевное сокровище. Да избавимся от их уловления, воздевая руки к Богу, при помощи молитв общего нашего отца и всех благочестивых, я, и ты, и все братья наши!

Исаак Сирин

При каждом антифоне, совершая молитву, говорит внутренно, с поклоном: «Согрешил я, Господи, прости меня!» – один раз. Потом, встав и воздевая руки: «Боже, очисти меня, грешного!» – один раз. И когда помолится, должен произносить вторую молитву: «Приидите поклонимся», – трижды и другой антифон таким же образом.

Киево-печерский патерик. О преподобном Феофиле

Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:
— Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах6 и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Из жития преподобного отца нашего Макария Египетского

Преподобный Макарий встал и стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему добродетель юношей. В полночь внезапно раскрылась крыша кельи, и воссиял сильный свет. Но два брата те не видали света; думая, что преподобный спит, старший толкнул младшего, и, встав, оба они препоясались и, воздевая руки к небу, тайно молились. Преподобный увидал множество демонов, которые как мухи, окружили младшего брата, и одни из демонов хотели сесть на устах его, другие на глазах. Но, явился ангел господень с огненным мечем в руках, которым и защищал его, отгоняя от него демонов. К старшему же брату демоны не осмеливались даже и приблизиться. К утру оба брата снова легли и уснули.

Из повести о житии св. Онуфрия

Если с кем-либо из пустынников случается какая-либо нечаянная напасть вражья, то он воздевает руки свои к Богу, и тотчас ниспосылается ему помощь свыше и отгоняются все напасти ради чистоты его сердечной. Разве ты не слыхал, чадо, сказанного в Писании, что Бог не оставляет без внимания ищущих Его, ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет (Пс.9:19). И еще: Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их (Пс.106:6): ибо Господь воздает каждому соответственно тому труду, который кто принимает на себя. Блажен человек, творящий волю Господню на земле и усердно Ему работающий: таковому служат ангелы, хотя бы невидимо: они возвеселяют сердце его радостью духовной и укрепляют того человека всякий час, пока он находится во плоти».

Житие святого отца нашего Феофана исповедника (Память 12 марта)

Пристав к берегу, чтобы переночевать, и приказав всем остальным остаться в лодках, Феофан отправился на эту долину и, обходя то пустынное место, умилился душою. Став же на одном месте в густом лесу, он стал усердно молиться Богу. Воздевая руки к небу и со слезами на глазах много раз припадая к земле…

Из жития св. Пахомия

Пахомий часто уединялся среди гор и здесь целые ночи проводил в пламенной молитве. Место, где он молился в летний зной, воздевая руки к небу и не позволяя себе опустить их, иногда покрывалось даже грязью от обильного пота, падавшего с его тела. Пахомий не обращал внимания на то, что иногда в его ноги вонзались колючие иглы терновника. Какие бы неудобства пустынной жизни ни встречались, он с благодушием сносил все, взирая постоянно на те мучения, какие терпел ради нашего спасения Господь Иисус Христос.

Евагрия монаха, О деятельной жизни, сто глав

Да не смущает нас и да не пресекает нашего доброго ревнования демон, похищающий ум на богохульство и на те непотребнейшие воображения, которые и письму предать стыжусь. Сердцеведец Бог знает, что, даже и в мiре находясь, не безумствовали мы таким безумием. Цель у этого демона заставить нас прекратить молитву, чтоб стояли мы пред Господом Богом нашим, не смея воздевать руки к Тому, против Которого допустили такие помыслы.

АСКЕТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СИНАЙСКОГО 1. СЛОВО О МОЛИТВЕ

Дошло до нас, что одному Святому, когда он становился на молитву, лукавый столько противоборствовал, что лишь только тот воздевал руки, как этот, преобразясь во льва, поднимал вверх передние лапы и, вонзив когти свои в бока подвижника, не отступал, пока тот не опускал руки. Но он никогда не опускал их, пока не доканчивал обычных своих молитв.

Феодор Студит ДОБРОТОЛЮБИЕ, том четвертый

Не говори мне никто: я столько-то пою и стихословлю, столько-то молюсь, мало очень ем, мало пью, сидя – немного принимаю сна, столько-то делаю коленопреклонений, воздеваю руки мои на небо на мног-час. Благоприятно конечно и это все.

Ведая ведаю, что вы теперь в больших трудах, – будучи и солнечными лучами палимы и потом обливаемы, по причине жатвы и собирания винограда. Почему я счел благовременным сказать вам подобающее именно о сих трудах ваших. – Благословение Господне буди на вас, чада мои, и да благословит вас Господь Бог ваш с высоты святые своей, оживляя вас и укрепляя души ваши и телеса, чтобы вы имели достаточно силы как для духовных служений, так и для телесных работ, и совершали то и другое без крайнего утомления. Я знаю, каковы и как жгучи летние в жатву дни, и какое причиняют они утомление, что если б особенное усердие трудящихся не придавало силы, едва ли бы кто смог перенести их. Прошу убо вас, любви ради Христовой, стойте и в том и другом подвиге. Благообразно и в благонастроении совершив рано утром обычное псалмопение и молитву Богу, приступайте к предлежащему делу и работайте, мысленно прочитывая псалмы, пока наступит третий час. Тут прекратите работу и пропойте Господу с разумом третий час, воздевая руки свои к небесам с испрашиванием благодати Святого Духа, на укрепление душ ваших и телес; за тем совершив три и четыре, или больше, коленопреклонений с внимательной
молитвою, вкусите, что Господь послал, кроме среды и пятка, как у нас положено.

Потому никто не оставайся с не исповеданными помыслами и не действуй по своей воле. Никто не будь ни сластолюбив, ни самолюбив; потому что те, будучи обладавши этими худыми расположениями, поскользнулись в ров пагубы и убежали; и теперь в состоянии малости достойном блуждают туда и сюда, как заблудшие овцы. Молитва отступила от них: ибо к кому станут они воздевать руки, отбежав от Бога. Псалмы и песни замирают в устах их. Кому воспоют они: терпя потерпех Господа, когда по малодушию сгубили себя? Поэтому вы молитесь за них о возвращении их; но вместе молитесь и о своей твердости, говоря: аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 3). Множицей брашася со мной от юности моея, и непремогоша мя (Пс. 128, 2). Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131, 14), – чтоб, как воины Христовы, борясь, но не падая, получить сподобились вы за терпение венец правды.

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Нифонта, епископа Констанцианы Александрийской, просиявшего в IV веке

Каждую ночь он готовил себя как будто бы к погребению: перед сном читал Трисвятое и некоторые тропари из Последования на погребение, две главы из Евангелия и еще две из Посланий святых апостолов. Затем, трижды перекрестив себя и свое ложе и помазав лоб и грудь святым елеем из лампады от иконы Пресвятой Богородицы, предавался недолгому сну. Каждое воскресенье он проводил без сна всю ночь. Еще вечером в субботу он вставал на молитву и пребывал в ней до зари, ни разу за это время не присев. Кроме того, весной, летом и осенью он также молился от зари до третьего часа с воздетыми к небу руками.

Антоний Великий

У порочного человека руки обыкновенно служат орудием ко греху, — напротив, у благочестивого человека, которого все дела освящаются внутренней его святостью, руки выражают возвышенность и стремление духа его на Небо, ибо во время молитвы они воздеваются к небу.

Таким образом, на благочестивом человеке исполняются слова Писания, сказанные о сильной и святой молитве людей благочестивых: воздеяние руку моею, как жертва вечерняя (Пс. 140)

Св. Иоанн Златоуст, Толкование послания св. Апостола Павла

А Павел говорит так, (чтобы показать) отличие от иудейских молитв. Посмотри, в самом деле, что он говорит: «на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки». А этого у иудеев нельзя было делать, потому что им не было позволено ни прибегать к Богу в каком-нибудь другом месте, ни приносить жертвы, ни совершать богослужение; а нужно было отовсюду по вселенной собираться в одно место, и в храме совершать все очищения. Апостол дает противоположное этому увещание и, освобождая от этой необходимости, говорит, что наши (обычаи) не таковы, каковы у иудеев. Подобно тому, как обо всех он повелевает приносить молитвы (потому что за всех умер Христос, и для всех, говорит он, я проповедую), так равным образом (научает), что молиться везде хорошо; следовательно, замечание это относится не к месту, а к тому, каким образом нужно молиться. Молись, говорит, везде; на всяком месте воздевай преподобные руки, – это одно только требуется. Но что значит: преподобные! Чистые. А что значит: чистые? Конечно, не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, язв. «Без гнева и сомнения». А это что значит? Разве кто-либо гневается во время молитвы? Значит без злопамятства. Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу с враждою, пусть никто не приступает с негодованием и размышлением. Что значит – «без сомнения»? Послушаем. Значит, что не нужно нисколько сомневаться в том, что мы будем услышаны.

Ориген (до впадения в ересь)

Мы не имеем права сомневаться, что из всех бесчисленных положений тела, положение с распростёртыми руками и поднятыми вверх очами заслуживает предпочтения, потому что тогда и на теле как бы запечатлевается образ того особенного состояния, которое приличествует душе во время молитвы.

Св. Климент Александрийский

Поэтому мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаем на цыпочки, при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который следует к горнему миру. После того как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу», мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу», пренебрегая оковами плоти.