Можно ли иногда не поститься?

Eпископ Алимпий Вербицкий

Ко мне обратились с вопросом: У св. Кассиана Римлянина сказано, что по ответу Господа на упрек фарисеев: почему Твои ученики не постятся?(Мр. 2:18), видно, что пост не всегда приличен и необходим, но иногда ради праздника или любви можно дозволить разрешить оный… (Собеседования Отцов, гл.18). Значит ли это, что иногда можно пост нарушать?

Ответ

Действительно, не зная законов и обычаев Православной веры Христовой, читая эти строки можно так и подумать, но это только на первый взгляд. Напротив, нарушать посты, законы Церкви и правила Святых Отцов и Апостолов, не допускают ни в коем случае. Просто значения терминов со временем изменились, изменилась и практика, что неизбежно приводит к смещению понятий и неправильному пониманию привычных слов.

Ради праздников, пост только смягчается, но не отменяется совершенно. А ради любви можно разрешать только посты добровольные, когда кто-нибудь дополнительно, по усердию, постится сверх установленных, соборно принятых в Церкви постов. А посты соборные обязательны для всех и разрешать их категорически запрещено. Можно только смягчать, до некоторой степени, но рарешать на скоромную пищу недопустимо ни при каких обстоятельствах: даже беременным и кормящим женщинам и тяжело больным. Максимум, допускается пища с растительным маслом, и только крайнем случае — рыба.

Говоря о добровольных постах, нужно знать, что существуют благочестивые обычаи, когда некоторые иноки и благочестивые миряне, в непостное время, продолжают воздерживаться от скоромной пищи, по собственному желанию возлагая на себя дополнительные обязательства. Вот эти-то посты и полагается разрешать в случаях гостеприимства, чтобы не выставлять на показ свое дело. А соборные посты, заслуги особой не составляют и в гордость никого не введут, поскольку безусловной обязанностью каждого христианина.

Но, иногда в книгах говорится и про обязательные посты, будто по каким-то причинам допускается в них не поститься, однако, там имеется в виду отнюдь не разрешение на скоромную пищу. Но, в наше время, мало кто знаком с законами и обычаями Церкви, и поэтому часто неправильно понимают, а никониане и подавно убеждены, что соблюдать или не соблюдать посты для себя каждый может решать, по собственному желанию. А римо-католики вообще все посты официально у себя отменили…

Но, если рассмотреть первоначальное понятие поста, то окажется, что это понимаеть нужно совсем не так, как сейчас все привыкли, и что поститься — значит не просто исключить скоромную пищу, но и вообще ничего не есть до 3-х часов дня, и вкушать только единожды в день. Выясняется, что это было всеобщим правилом христианской веры и соблюдалось на протяжении всей истории христианской цивилизации. Это уже совсем в позднее время, вследствие тотального обмирщения, христиане о многом забыли и думают, что поститься — значит просто не есть скоромного. Но, две тысячи лет церковной истории, все знали, как нужно пост понимать, и в книгах, когда писали о разрешении поста, то подразумевали не снисхождение до скоромной пищи, а вкушение несколько раз в день и раньше установленного времени.

На практике это выглядит так: если у нас пост, то это значит, что каждый день, кроме суббот, воскресений и праздников, нужно есть один раз в день, в 3 часа дня. Но, предположим, у кого-то тяжелая работа, болезнь или какие-то подобные обстоятельства, тогда допускается поесть пораньше и вкусить несколько раз, и если совсем уже крайний случай, то допустить пищу с маслом, а иногда даже с рыбой. Это и называется «не поститься», поскольку пища с растительным маслом, и тем более, с рыбой считается, хотя и не скоромной, но уже не постной, а праздничной. Великим Постом, только в субботу и воскресенье едим с маслом, и эти дни не засчитываются в Четыредесятницу; при этом, пища обязательно остается постной и ни при каких обстоятельствах, на скоромное не разрешается. Соответственно, кто не может по каким-то причинам или не готов еще есть единожды в день, воздерживаясь до 3-х часов дня, то по снисхождению, допускается нарушать пост: вкушать раньше 15 часов и несколько раз, но о разрешении на скоромную пищу не может быть и речи, хотя такие христиане и считаются условно «не постящимися» по немощи тела или помысла. А законы Церкви, в Правилах святых Апостолов, Вселенских Соборов и Святых Отцов, недвусмысленно запрещают для всех в посты скоромную пищу, кроме только, младенцев, до трехлетнего возраста. А нарушителей, определено извергать из священного сана, если это священники, а мирян — отлучать от Церкви.

Поэтому, если мы читаем в книгах о необходимых разрешениях постов, то это надо правильно понимать, что речь идет либо о дополнительных, произвольных постах, либо о допустимом смягчении постов соборных. При этом, добровольные посты можно разрешать на скоромную пищу, а соборные, приори, ни при каких обстоятельствах на скоромное не разрешаются, но только смягчаются до известной степени.