Можно сохранить карту в виде изображения, а можно скачать в pdf формате

«Рассуждение о вере» св. Викентия Лиринского, в кратком изложении

Епископ Алимпий (Вербицкий)

Викентий Лиринский (до 450 г. Леринский монастырь, Галлия) — священноинок, известный Отец Церкви. Упоминается в сочинении «О знаменитых мужах» Иеронима Стридонского.

1. Священное Писание и Священное предание — критерии Православной веры

Чтобы избежать еретической лжи и устоять в истинной вере, нужно основываться на авторитете Священного Писания и на Предании Вселенской церкви. Может быть, кто-нибудь спросит, почему не достаточно одного только всесовершенного писанного Слова Божия, и зачем его дополнять авторитетом церковного понимания? — Та надобность, что Священное Писание, по причине его крайней возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле. Поэтому, во избежание заблуждений, необходимо пророческие и апостольские слова толковать согласно церковному и вселенскому их пониманию.

2. Признаки истинного Предания Церкви

Церковь должна придерживаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все, соблюдая принципы: всеобщности, древности и согласия.

Всеобщность — значит признавать истинной только ту веру, которую исповедует вся Церковь.

Древность — значит придерживаться того учения, которое содержали святые отцы и наши предшественники.

Согласие — значит в самой древности принимать только то, чего придерживались все или почти все пастыри и учители.

3. Что делать в случае появления ереси?

Как поступить православному христианину, если одна какая-то частичка отделится от общения со вселенской верой? — Предпочесть всеобщее здоровое тело, его зараженной части.

А если заблуждение распространится не на какую-то одну часть, но вообще на всю церковь? — Тогда нужно пристать к древности, не обольщенной коварством новизны.

Но если в самой древности обнаружится заблуждение, которого придерживалась отдельные люди или целая область? — Тогда следует предпочесть те определения, которые были постановлены общим согласием всей Церкви.

А если в будущем встретится вопрос, по которому нет древнего определения Церкви? — Тогда необходимо исследовать и сопоставить мнения древних отцов, пребывавших в вере и общении со вселенской Церковью, и принять то, чего они все придерживались единогласно.

4. Примеры из истории Церкви

Когда был раскол донатистов, значительная часть Африки отпала от Церкви. Тогда сохранили верность Православию те, которые анафематствовали раскол и примкнули к вселенской Церкви.

А когда арианская ересь распространилась почти во всем мире, то православные разорвали общение с новизной и предпочли древнюю веру.

5. Новшества в вере недопустимы

В древности, чем боголюбивее был кто, тем решительнее выступал против новых вымыслов. Однажды, Агриппин, епископ карфагенский, вопреки Священному Писанию и правилу всей Церкви, придумал перекрещивать приходящих из ереси.

Тогда против этого новшества повсюду восстали пастыри Церкви, вместе с блаженным папой Стефаном. В письме, посланном в Африку, он постановил: ничего не должно вводить нового, кроме того, что принято.

Наш долг — не религию вести туда, куда хочется, а следовать, куда она нас ведет. Не свое нужно передавать потомкам, а сообщать им принятое от предшественников.

6. Учение веры должно быть единственным и неизменным, а вносящих новшества надлежит предавать анафеме

Мы должны бояться греха изменять веру и нарушать Православие. Благовествование не может изменяться и св. Апостол Павел порицает галатян, уклонившихся к иному благовествованию (Гал. 1:6— 7). Со всем авторитетом апостольской власти, Павел определил: «но если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Чтобы кто-нибудь не подумал, что это высказывание сделано случайно, он настойчиво повторяет: «как прежде мы сказали, так и впредь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). То есть — да будет отлучен, отделен, извержен, чтобы язва одной овцы не пятнала непорочного стада Христова.

Но может ли такое быть, что анафематствовать тех, которые возвещали что-нибудь иное, кроме принятого изначала, повелевалось только в то время, а теперь уже не повелевается? Думать так нечестиво и пагубно. Предписание Апостола должно быть соблюдаемо во все времена. Возвещать что-нибудь такое, чего православные христиане прежде не приняли, никогда не позволялось, не позволяется и не будет позволяться и анафематствовать тех, которые возвещают что-либо кроме раз навсегда принятого, всегда должно было, всегда должно, и всегда будет должно.

Нужно принимать учителей последуя Церкви, а не вслед за учителями покидать веру Церкви… Нужно содержать только то, и верить только тому, о чем известно, что это с древности содержала вся Церковь вселенская.

Бог для того не сразу искореняет виновников ереси, «дабы открылись искусные» (1 Кор. 11:9). То есть, чтобы было испытано, как крепко, верно и непоколебимо каждый любит веру вселенскую.

7. Допустимо ли в Церкви совершенствование усвоения веры?

Возникает вопрос: разве не должно в Церкви быть никакого преуспеяния в усвоении религии? Конечно должно быть, и притом — величайшее. Но только такое развитие должно быть действительно преуспеянием, а не переменой.

Преуспеяние, это когда тот или другой предмет совершенствуется сам по-себе, а перемена — когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть, и превращается в другое. Пусть возрастает и развивается с течением лет и веков понимание, познание и мудрость, как каждого отдельного христианина, так всей Церкви, но только в том же русле, в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания.

Так и догматическое учение христианской веры необходимо должно укрепляться, расширяться и возвышаться, оставаясь нерушимым и неповрежденным, целым и совершенным во всех частях, без малейшей сверх того перемены, без утраты в содержании, и без всякого изменения своих определений.

Напротив, если однажды дать волю неправде отвергнуть какую-нибудь часть догмата, то постепенно, одна за другой будут отвергаться и прочие части Предания, за чем последует разрушение самой религии. С другой стороны, если начнут примешивать к древнему — новое, к своему — чужое, к священному — непотребное, то это распространится до такой степени, что в Церкви не останется ничего нетронутого и не поврежденного, но где раньше было святилище истины, будет непотребный дом гнусных заблуждений.

8. Отношение еретиков к Священному Писанию

Пользуются ли еретики Священным Писанием? — Пользуются, и притом необыкновенно много. Они почти никогда не говорят от себя ничего такого, чего не старались бы подтвердить словами Писания Нового и Ветхого завета.

Но всякий раз, когда лжеучители приводят изречения Священного Писания, они извращают их лукавым толкованием, подражая диаволу. Спаситель говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Когда они начнут по-своему объяснять божественные изречения, тогда и обнаруживается новаторский смрад, разоряется ограда, преступаются отеческие пределы, заклается вселенская вера и разрываются догматы. Нет более легкого пути к обману, чем ссылка на авторитет слова Божия.

9. Заключение

Что же делать православным христианам, если божественным Писанием пользуются диавол, и его ученики? Как отличить истину от лжи при словах Священного Писания?

Как сказано было вначале: Священное Писание, непременно надлежит истолковывать согласно Преданию всей Церкви и по учению древних отцов. При этом, нужно соблюдать принципы всеобщности, древности и согласия. И если какая-либо часть восстанет против целого, новизна против старины, то погрешению части следует предпочесть непогрешимость всеобщности; а в рассуждении самой всеобщности, благоверие древности предпочесть непотребству новизны. Также и в отношении древности, безрассудству ограниченного числа лиц, предпочесть определение какого-либо Вселенского Собора, а если таковое отсутствует, то — согласное суждение большинства великих древних учителей. Если верно и тщательно соблюдать это правило, то без особого труда можно различить преступные еретические заблуждения.

Правда, нет надобности применять этот способ в отношении давних и застарелых ересей, но следует без колебания от них убегать, как от пораженных учением и осуждением Вселенских Соборов православных пастырей Церкви.