Старинный заздравный тропарь по рукописи XIX в.

Епископ Алимпий (Вербицкий)
Общепринятый текст и его недочёты

В старообрядческой богослужебной традиции, когда нужно за кого-нибудь помолиться, принято читать заздравный тропарь — краткую рифмованную молитву, каждый стих которой сопровождают поясным поклоном. Всего известно несколько разновидностей подобных текстов, из которых наиболее популярен следующий:

Милостиве Господи, спаси и помилуй раба своего (имярек). (поклон)
И избави его от всякия скорби, гнева и нужды. (поклон)
От всякия болезни душевныя и телесныя. (поклон)
И простиему всякое согрешение, вольное и невольное. (поклон)
И душам нашим полезная сотвори. (поклон)
Тропарь повторяется трижды.

Перевод:

Милостивый Господи, спаси и помилуй раба своего (имярек).
И избавь его от всякого страдания, гнева (Божьего) и нужды.
От всякой болезни душевной и телесной.
И прости ему всякое прегрешение вольное и невольное.
И нашим душам полезное соделай.

Когда же молятся за здравие не одного человека, а некоторого множества лиц, то говорят уже не «раба своего», а «раб своих», перечисляя всех поименно, или обозначая их по общему признаку, например: «раб своих милующих и питающих нас» (перевод: рабов Своих, милующих и питающих нас).

Этот тропарь имеет чисто монастырское происхождение: иноки постоянно молились за благотворителей, отсюда и приставка — «милующих и питающих нас». Уже из монастырской среды, данное молитвословие перекочевало к мирянам и сделалось общеупотребительным.

Однако, на практике, данная молитвенная форма оказалась не такой уж и универсальной. Ведь в стихословии, по смыслу подразумевается, что молятся за правоверного христианина: «прости ему всякое согрешение, вольное и невольное», и это действительно так, поскольку прощение согрешений не может предшествовать воцерковлению человека.

Поэтому, когда нужно помолиться за пребывающих вне церковного общения, скажем, за неверующих или неправославных (коих великое множество), то у Бога следует просить для них не прощения грехов, что в данном случае лишено смысла, но — наставить их на путь христианского спасения.

 
Книжная находка

Ко мне давно уже обращались христиане, с просьбой отредактировать заздравный тропарь в соответствии с нуждами времени, но всякий раз возникали другие неотложные задачи и поневоле приходилось откладывать. Но однажды, вдруг, в поле зрения оказался редкий рукописный помянник начала XIX в., где и нашлась искомая версия заздравного тропаря. И вот, на последнем листе, что там написано:

ТРОПАРЬ СЕЙ ЗАЗДРАВНОЙ

Спаси Господи и помилуй раба Своего (имярек).
Избави его всякия напасти и вражия навета.
И настави его, Господи, на истинный путь Твой, еже ко спасению.
И даруй ему, Господи, вся яже на потребу; вместо земных — небесная.
За молитв, ради Пречистыя Ти Матери, и ныне и присно, и во веки веком. Аминь.

В переводе на современный язык:

Спаси Господи и помилуй раба своего (имярек)
Избавь его от всякой напасти и вражьего навета.
И наставь его, на Твой истинный, спасительный путь.
И даруй ему, Господи, все потребное; вместо земного — небесное.
Молитв ради Пречистой Твоей Матери. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Несомненно, текст этого тропаря выигрывает как по содержательной части, так и в поэтической выразительности. Конечно, там не расписано, в каких местах нужно класть поклоны, но это обстоятельство не должно иметь принципиального значения и может быть предоставлено произволению молящихся. Остается пожелать, чтобы наша книжная находка получила распространение и стала практическим подспорьем для усердных молитвенников.

 
Неожиданный постскриптум

В рукописи, сверху, на том же листе, интереснейшая приписка нравственного содержания. Скорее всего, это аллюзия из Библейской книги Исуса Сирахова, либо Притч царя Соломона. Надо будет сравнить тексты, но это уже выходит за рамки нашей темы. Однако, было бы неуместно обойти вниманием столь назидательный текст:

«Дождевная капля и жестокий камень пробивает сквозь, а женское льщение снедает и премудрыя человеки».

В переводе:
Капля дождя, и твердый камень пробивает насквозь, а женское обольщение снедает людей и премудрых…