Чудеса и знамения. Краткий ликбез

На иллюстрации: левитация Иосифа Купертино (1603 - 1664 гг.). В сборнике, который болландцы написали о жизни святого, они собрали более семидесяти свидетельств возвышения в воздухе, особенно для того, чтобы достичь высоких ветвей оливковых деревьев, откуда он проповедовал смирение, веру и благотворительность. Изумленные верующие даже видели, как он пролетал над алтарем своей церкви.

Чудеса и знамения. Краткий ликбез

Епископ Алимпий (Вербицкий)

В церковной среде, излюбленная тема — чудесные исцеления, знамения от иконописных изображений и всевозможные сверхъестественные явления. При этом, никто не задумывается, что чудеса и знамения, одинаково наблюдаются не только в совершенно антагонистических религиозных конфессиях, но даже и у язычников. Почему-то христиане, называющие себя православными, без сомнений воспринимают явления сверхъестественной природы, как безусловный критерий истины, вопреки свидетельствам священного Писания и святых Отцов. И если разгорится идейная полемика, а у ваших собеседников иссякнут рациональные аргументы, вам обязательно укажут на случаи чудесного вмешательства потусторонних сил, думая этим обнулить все ваши теоретические доводы.

Конечно, невозможно отрицать факты чудесных явлений и знамений, где бы они не происходили, и кем бы не совершались. Нужно только выяснить, что говорят об этом древние Святые отцы, и с какой степенью доверия можно относиться к явлениям сверхъестественной природы. Полнее всего, данная тема освещена в знаменитой книге преподобного Никона Черногорца, признанного канониста XI в. Жаль только, этот фолиант не переводился на современные языки и существует исключительно в антикварных славянских изданиях, из-за чего не все читатели смогут обратиться непосредственно к источнику.

На основании 43 главы из книги Тактикон преподобного Никона Черногорца я составил подробную таблицу.

Дополним кратким резюме преподобного Никона Черногорца, в дословном переводе:

«Бывает, кто-нибудь совершает совершает знамения, пророчествует или видит видения, по Божиему попущению. Но этому нельзя придавать значения или почитать за признак святости. Прежде всего, нужно смотреть, есть ли у этих людей Правильная вера и соблюдают ли они Господни заповеди.

Многие из верных, живут порочно, но совершали или совершают знамения и чудеса, получают откровения и пророчества. Тем самым, они обольщают большое количество людей, увлекая своими лукавыми деяниями и выдавая свой путь, за путь жизни. Подобные знамения для того и совершаются. К тому же, некоторые из них, получая помощь от демонов, порождают собственные ереси.

Нельзя быть легковерными, но если видим, что кто-нибудь из верных или неверных, проходит великое телесное подвижничество, или обитает в пустыне: сведущ ли он в Писании, или не учен, или сам сочиняет писания; либо какое-нибудь тело, не разрушается за много лет, или что-нибудь подобное, то не будем это воспринимать как признак святости.

Святость заключается исключительно в совершенном соблюдении Господних заповедей и наличии даров Духа, перечисленных Апостолом, а также, в ненависти к пустой мирской славе и совершенном исповедании Правой веры. А без этого, все — действие демонов по Божиему попущению, Одному Ему, известными судами».