Ответ. Каждение, по Древлеправославному церковному обычаю

Епископ Алимпий (Вербицкий)
Вопрос:

В чем смысл и символика каждения людей и икон, и собственно, возжигания ладана в древлеправославной Церкви? Принципиально ли кадить крестообразно, или достаточно просто трех махов кадильницей, а может быть даже и одного? Как должны вести себя клирики и прихожане в ответ на каждение: кланяться в пояс или стоять прямо, подняв руки ладонями вперед, как у Оранты; крутиться следом за кадилом в полусогнутом состоянии, или никак не реагировать? — Я спрашивал об этом у представителей РПЦ, но там почти все служители считают, что этот вопрос не имеет значения, и что кадят для запаха, а как себя ведут прихожане — вообще не имеет значения. Что Вы на это скажете?

 
1. Каждение — это акт вероисповедания и Богопочитания

В житии св. мученика Прокопия есть такой эпизод: «Был принесен медный жертвенник с горячими углями. Святому положили в правую руку фимиам и простерли ее над углями, думая, что он от боли повернет руку и тогда ладан упадет на огонь. Тогда скажут, что он принес богам жертву, бросив на огонь курение. Так руку святого держали около двух часов».

Похожий случай описывает и св. Иоанн Златоуст в «Похвале святому мученику Варлааму: «Приказав ему протянуть перевернутую навзничь руку над жертвенником, они положили на ней горячие уголья и ладан, чтобы, если он почувствует боль и перевернет руку, то они вменят это ему в жертвоприношение и отречение <…> Блаженный Варлаам простоял, не наклонив и не перевернув руку, как будто она была составлена из железа <…> горячие уголья, прожигая средину руки, падали вниз, но мужество души не упадало… Потому он и не чувствовал внешнего пламени, что внутри его горел светлый и пламенный огонь любви Христовой».

Обычно гонители — язычники принуждали христиан возлагать фимиам на идольский жертвенник, считая это достаточным свидетельством отречения от Христа. И святые предпочитали принять смерть и страдания, нежели возжечь фимиам перед ложными божествами. Это дает знать о многом; и что возжигание фимиама — это нечто боле значимое, чем заурядная ароматическая процедура.

Каждение установлено в Ветхом завете Самим Господом Богом, и с апостольских времен, это действо стало неотъемлемой частью Священного предания Христовой Церкви. О чем свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в ииконографии Успения Пресвятой Богородицы есть сцена погребального каждения, где с кадилом — св. Апостол Петр.

Каждение является важнейшим актом вероисповедания и Богопочитания. У блаженного Симеона Солунского сказано: «Иерей воздает честь Богу приношением и благовонием фимиама, и выражает, что он действует под осенением Духа» (Творения, ч. 1 гл. 63.). И если о столь значимом богослужебном действе кто-то утверждает, что возжигание фимиама нужно «для запаха», то это скорее всего невежды или материалисты.

2. Как полагается кадить, по Большому уставу

Порядок каждения подробно описан в книге «Церковное око» — славянской версии Иерусалимского богослужебного устава, принятого в русской Православной Церкви. Для примера я перевел несколько строк:

«Глава 11. “Надлежит знать, как кадить, иерею или диакону”

«Вначале, стоя перед святой трапезой, сотворит крест кадилом, затем, встав с южной стороны, также сотворит крест, подобно, и со стороны восточной и северной — крестообразно. Затем кадит весь святой алтарь и «протимисы». После чего, выходит северными вратами, и выйдя перед царскими дверями, также творит крест кадилом. Затем идет, кадя вдоль южной стороны и творит кадилом крест против красных врат, далее, подойдя к игумену, кадит его трижды, воздвигая перед ним кадило прямо и поперек, — крестообразно. Далее, братию — по дважды, воздвигая перед каждым кадило прямо и поперек, изображая крест… И так, восходя от игумена, кадит всех, пока не обойдет весь лик. И когда покадит весь лик, то выйдет перед аналоем, и тогда, если та сторона еще поет стих, он дожидается, пока лик смолкнет, а другая сторона начнет свой стих. Тогда иерей знаменует кадилом весь лик и, благочинно, творит перед ними один поклон, и они все ему также поклонятся…»

Выходит, по Большому уставу положено кадить крестообразно, тремя взмахами кадила: двумя вертикальными и одним — поперечным, кланяясь в пояс. При этом, по дошедшему с того времени обычаю, священник говорит обращаясь к народу: «Дух святый найдет на вас и сила Вышнего осенит вас». Люди отвечают: «Дух твой благий наставит мя на землю праву», поднимают руки в стороны, ладонями вперед, затем прижимают их к груди и кланяются в пояс. Об этом свидетельствует и авторитетнейшая книга «Сын Церкви»: «Когда священник или диакон приносит кадило с фимиамом, разведи руки свои, как бы принимая Дух жизни…» (Сын Церковный, гл. 76. О фимиаме).

3. Каждение у никониан

После раскола патриарха Никона, его последователи перестали соблюдать порядок каждения, хотя формально от богослужебного Иерусалимского устава и не отказались . Только теперь, вместо крестообразного осенения, они беспорядочно размахивают кадилом, как метко заметил протопоп Аввакум: «Без счёта и осенения».

Известный архиепископ Андрей Уфимский хорошо охарактеризовал богослужебное состояние современной никонианской церкви: «напрасно старообрядцы называют нас, православных, новообрядцами: мы и не старообрядцы, и не новообрядцы, мы просто — безобрядцы. У нас все допущено: всякое сокращение в службе, всякое извращение, все делается, «якоже настоятель изволит» (»Десять писем к старообрядцам»).

Как видно, теперь дошло уже до того, что по словам моего вопросителя, некоторые священнослужители возомнили, будто каждение производится исключительно ради благоухания.

4. Каждение у современных старообрядцев

После раскола, уставное каждение сохранялось только у старообрядцев. Так продолжалось до последнего времени, пока потомки староверов, в новых поколениях, уже отвратились от старины и переняли никонианские обычаи. Беспоповцев я здесь не рассматриваю, поскольку они вообще отвергли самую преемственность священного чина. Да речь сейчас и не о простецком, а о священническом и диаконском каждении.

А в титульных поповских старообрядческих конфессиях, повсеместно, крестообразно кадить перестали, также и молящиеся рук не разводят, а просто кланяются. Вместо уставного каждения, машут по-трижды, в вертикальной плоскости, без перекрестного взмаха. Да еще, как ни странно, наивно считают, что это и есть крестообразное каждение.

В конце 80-х, я еще застал в РПСЦ отдельных священников и диаконов, кадящих крестообразно. Но за время архиерейства митрополита Алимпия (Гусева), порочный обычай каждения укоренился окончательно; так кадил и сам митрополит, как я это видел своими глазами, и об этом свидетельствует видеосъемка, так кадили и другие епископы, и Рогожское духовенство, и так обучали кадить новорукоположенных священников.

В итоге, вследствие тотального безразличия и неприязни к старине, в РПСЦ предали забвению целый ряд богослужебных уставных порядков, заменив их вымышленными или подсмотренными у никониан.

Так мутировала современная РПСЦ (в богослужении, сознании и жизни). И теперь диву даешься, когда слышишь, как они трубят на весь мир, что готовятся праздновать 400-летие со дня рождения священномученика, протопопа Аввакума. Как говорится, комментарии излишни…

Если  теперь в РПСЦ вдруг одумаются и решат вернуться к заветам Старой веры, то помимо каждения, им очень многое придется пересмотреть в своей церковной и общественной жизни, чтобы обрести утраченную идентичность, и чтобы перед протопопом Аввакумом не было стыдно.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ